|
|
N°32, 22 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Некуда бежать
Российские браконьеры попросили убежища в Японии
Беспрецедентный случай произошел 20 февраля на дальневосточной морской границе. Российское браконьерское судно, обнаруженное пограничниками, скрылось в японских территориальных водах, а его экипаж попросил убежища в одном из портов этой страны.
Патрульный пограничный корабль обнаружил СТМ-17 (средний траулер-морозильщик) в 10.30 утра по владивостокскому времени севернее районного центра Терней в Японском море. Как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» начальник отдела морской охраны Тихоокеанского регионального управления (ТОРУ) ФПС России контр-адмирал Сергей Мажирин, браконьерское судно не отреагировало на требование лечь в дрейф и на полном ходу попыталось оторваться от преследования. При этом траулер не отвечал на запросы по радио.
При попытке высадить досмотровую группу на судно СТМ-17 опасно маневрировал и пытался таранить пограничников. Все это происходило при пятибалльном шторме. Вдогонку траулеру были высланы еще два патрульных корабля и самолет ТОРУ ФПС. В ходе погони пограничники вначале стреляли по курсу беглецов из корабельной артиллерии и авиационных пулеметов. Затем они открыли огонь на поражение (уже в японском порту в корпусе судна насчитали 11 пробоин). Но отважный СТМ-17 продолжал движение на полном ходу и кратчайшим курсом к территориальным водам Японии.
Представители ТОРУ ФПС оперативно связались с генеральным консульством Японии во Владивостоке и совместно с коллегами из управления безопасности на море (УБМ) Японии подготовили план совместной поимки траулера. К тому моменту, когда СТМ-17 вошел в территориальные воды Страны восходящего солнца, его уже поджидали.
Оказавшись на японской территории, судно подняло российский флаг, а капитан траулера Сергей Степанов вышел в радиоэфир и назвал компанию-владельца и порт приписки судна. Выяснилось, что СТМ-17 принадлежит небольшому ООО «Клемана» из Владивостока. Генеральный директор фирмы Игорь Соболевский отказался прокомментировать действия своего капитана, которые пограничники назвали бандитскими.
После капитуляции российский траулер был отконвоирован в порт Вакканай, где японские пограничники приступили к осмотру судна. Российские власти между тем обратились к японской стороне с просьбой о выдаче судна-нарушителя. Капитану траулера грозит уголовная ответственность, а судно, очевидно, будет конфисковано.
Еще несколько лет назад на дальневосточных морских рубежах России стрельба пограничников по браконьерским судам была привычным делом. Японские промысловики рвались в российские воды (которые они, впрочем, считали своими из-за неурегулированности спора о «северных территориях») с отчаянностью камикадзе. Однако с тех пор как Москва и Токио заключили в 1998 году соглашение «О некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов», регулирующее правила рыболовства в районе Южных Курил, расход боеприпасов у пограничников значительно сократился. Да и сталкиваться им теперь приходится не столько с японскими, сколько с доморощенными браконьерами.
Как заявил газете «Время новостей» начальник международно-договорного департамента Федеральной погранслужбы Александр Манилов, «если еще несколько лет назад, до подписания с японцами договоров по рыболовству, ежегодно фиксировались сотни и даже тысячи нарушений границы их промысловиками, то сейчас такие инциденты единичны». По словам генерала Манилова, успешное сотрудничество российских пограничников с их японскими коллегами из УБМ «позволяет бороться с браконьерством в принципе, вне зависимости от того, под каким флагом ходит нарушитель». В ближайшее время к сотрудничеству России и Японии в этой области подключатся и другие страны региона. Как пояснил генерал Манилов, в минувшем декабре в Токио состоялись консультации глав погранслужб России, Японии, США и Южной Кореи, на которых были выработаны предварительные договоренности на сей счет. На следующем этапе переговоров, проведение которых запланировано в марте во Владивостоке, к ним дополнительно подключатся канадские и китайские эксперты. А уже в июне в Москве возможно подписание глобального многостороннего соглашения, регулирующего взаимодействие погранслужб в акваториях дальневосточных морей. После чего бежать нарушителям станет окончательно некуда: везде достанут, задержат и выдадут.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток