|
|
N°32, 22 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пуповина нации
Землей разрешат торговать уже летом
На состоявшемся вчера заседании Государственного совета Владимир Путин поручил Михаилу Касьянову к началу мая внести Земельный кодекс на рассмотрение Государственной думы. Как и ожидалось, по просьбам трудящихся из ЗК будут полностью исключены положения, регулирующие оборот земель сельхозназначения.
Специальный федеральный закон, регламентирующий оборот сельхозугодий, должен быть готов к рассмотрению в начале лета. Он будет носить рамочный и разрешительный характер.
Идея такого закона устроила абсолютное большинство губернаторов -- как тех, кто уже давно разрешил торговлю пашней, так и тех, кто вслед за главой Тульской области Василием Стародубцевым считает, что "торговать землей -- это все равно, что торговать материнским телом". Вообще противники купли-продажи сельхозугодий вчера просто сыпали афоризмами. Спикер сената орловский губернатор Егор Строев напомнил собравшимся, что "пуповина нации лежит в лоне природы", а потом рассказал душещипательную историю про то, как злые банкиры, которым, по его собственным словам, крестьяне задолжали 227 млрд рублей, приходят в села и "забирают у крестьян последний скот, дома, сельхозинвентарь". Глава Ставрополья Александр Черногоров поделился с коллегами мыслью о том, что "если обмануть женщину, она родит, а если обмануть землю, она никогда рожать не будет", а знатный тульский аграрий Василий Стародубцев заявил, что власть хочет превратить крестьян в батраков и вернуться к послереформенному периоду 1861 года. По его словам, вообще получалось, что герой колхозного труда сожалеет о безответственном поступке Александра II, отменившего крепостное право. Александр Суриков же рассказал о том, что наше сельское хозяйство не может конкурировать с западным, поскольку у нас плохая земля и плохая погода. Его слова вошли в прямое противоречие с некоторыми данными Федеральной службы земельного кадастра России. По ее данным, на территории России находится 55% всего чернозема мира, которые могли бы прокормить 1,0--1,3 млрд человек. При этом "только на пространствах России имеются огромные ареалы земель, никогда не подвергавшиеся природным катаклизмам (землетрясениям, затоплениям, ураганам, засухам и т.п.)".
Впрочем, противникам землеторговли все эти цифры ни к чему. Не произвели на них впечатления и доводы сторонников купли-продажи сельхозугодий, которая, кстати сказать, уже разрешена явочным порядком в 12 регионах России. Вообще "землеторговцы" выступали куда менее эмоционально, чем их противники. Президент Татарии Минтимер Шаймиев рассказал, что после того, как они начали торги сельхозугодьями, площади заброшенных земель у них резко сократились, и теперь их меньше, чем где бы то ни было в России. Дмитрий Аяцков распространил среди присутствующих табличку, согласно которой доля земли, находящейся в руках частных землевладельцев, в Саратовской области выросла с 17 до 21%, а доля производимой ими продукции за то же время -- с 45 до 59%.
Однако при всей полярности мнений абсолютное большинство губернаторов заканчивали свои эмоциональные либо, наоборот, полные сухих цифр речи необходимостью принятия разрешительного федерального закона уже к весне 2002 года -- к следующей посевной. Непоколебимым остался лишь один Василий Стародубцев. Владимиру Путину даже пришлось напомнить ему о том, что как раз в период столь милого сердцу непреклонного земледельца колхозного строя у крестьян отбирали паспорта и выписывали трудодни.
Характерно, что никто из "чистых рыночников" не настаивал на повсеместном внедрении землеторговли. Как отметил глава Новгородской области Михаил Прусак, "нужно учитывать местные особенности". По его словам, в 33 регионах России земельная рента отрицательна -- то есть желающему приобрести пашню в этих регионах государство должно еще и приплачивать, чего в нашей стране быть не может.
Следующее обсуждение проблем "земли-кормилицы" решили провести в июле, когда будет готова концепция рамочного закона. Пока же президент отдал распоряжение соответствующим службам в течение года закончить составление полного кадастра земель, а регионам передать правительству свои предложения по организации землеторговли.
Владимир ШПАК