|
|
N°32, 22 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большие деньги
Найти их Михаилу Швыдкому взялась помочь Ольга Свиблова
Чтобы реконструировать Большой театр, нужно примерно 250 миллионов долларов, сказал министр культуры и председатель координационного совета по этой самой реконструкции Михаил Швыдкой. Чтобы найти эти деньги, Михаил Швыдкой обратился за помощью к директору Московского дома фотографии Ольге Свибловой. Та в свою очередь обратилась к подведомственной ей фотографии и в доме Трубецких-Бове в Петровском переулке устроила небольшую выставку «Навсегда Большой».
На выставке представлены тронутые молью старые костюмы, сваленные в кучу стоптанные и протертые балетные тапочки, афиши, программки, видовые гравюры XIX века, документальные фильмы про солистов Большого, но главное, конечно, -- снимки отечественных фотоклассиков (Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета и др.) с видами театра: утром и ночью, снаружи и внутри, в строительных лесах и с надписью «Пушкин» на фасаде (фото, понятное дело, 1937 года). Две лучшие фотографии сталинского времени: торжественное заседание в Большом (какие выразительные лица: восторженная еврейка -- участница Гражданской войны, строгий профессор-сельскохозяйственник и скучающие рабочие, рабочие, рабочие!) и мужик, починяющий светофор на площади перед театром. Кроме того, в отдельном зале выставлена фотодокументация нынешней разрухи -- допотопный пульт управления занавесями, ветхие закулисья, живописные трещины...
Кроме сугубо художественных, у выставки есть и другие, скорее политические задачи. Она -- и очередная презентация проекта реконструкции театра, и очередная возможность для министра поделиться своими соображениями о нем. Она же -- благотворительная акция для потенциальных спонсоров-инвесторов. Она же -- VIP-прием с лакеями в одеждах почему-то XVIII века и дорогущим фуршетом. Она же -- первый вернисаж в так называемом Музее ГАБТ, который расположился в означенном доме Трубецких-Бове. Особняк, давным-давно отреставрированный и сданный в эксплуатацию, при Васильеве пустовал (несколько раз здесь лишь проводились частные вечеринки), но зато охранялся как военный объект (впрочем, охрана осталась и сейчас).
Цель мероприятия -- изыскание средств. Господин Швыдкой поделился прогнозами: устроители выставки рассчитывают получить от приглашенных на нее благотворителей пять процентов искомой суммы. Что можно сделать на эти деньги? Скорее всего только одно -- расплатиться с проектировщиками: подготовка проектной документации обычно составляет как раз пять процентов от стоимости строительства. Само по себе это уже немало, ведь проектировщики до сих пор работали почти что даром, кроме того, подготовка чертежей -- это фактически первый этап строительства. А дальше будет видно.
Что касается самого проекта реконструкции, на который Швыдкой со Свибловой собирают деньги, то на выставке показаны разработанные почти два года назад предварительные чертежи. Согласно этому проекту (о нем газета «Время новостей» неоднократно писала) часть здания театра должна быть решительно перестроена, что запрещено законом об охране памятников. Когда в прошлом году Швыдкой был назначен председателем координационного совета, он дал понять, что будет учитывать мнение охранителей памятников. Теперь же, видимо, разобравшись в действительно крайне сложной ситуации (нельзя реконструировать, нельзя строить подземную часть, потому что опасно, а театр-то жаждет перемен), Швыдкой выступил все-таки за реконструкцию как меньшее из зол. Так что, судя по всему, предварительный проект вскоре станет окончательным.
Софья КРЫНСКАЯ, Николай МОЛОК