Время новостей
     N°31, 21 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.02.2001
Терпенье и «Труд»
Ариэль Шарон заманивает левых в правительство
Израильские политики разругались в пух и прах в борьбе за министерские портфели. Избранный премьером генерал Ариэль Шарон сталкивается с невероятными трудностями при формировании правительства. После выборов в Израиле прошло две недели, но контуры нового кабинета по-прежнему расплывчаты. Шарон взял еще неделю на переговоры, обещав закончить к понедельнику. Закулисные интриги напомнили о мрачных предостережениях идеолога сионизма начала века, немецкого еврея Эдварда Глейзера, рекомендовавшего пригласить для управления Израилем христиан, «иначе евреи переругаются, так как каждый из них считает себя лучше и умнее другого».

Ариэль Шарон намерен создать правительство национального единства, куда вошли бы и победившие правые партии во главе с «Ликудом», и проигравшая левая «Партия Труда» («Авода»). Широкой коалиции требует политическая ситуация: рост напряженности в отношениях с арабским окружением, внутренние проблемы. Иными словами, Израилю необходимо правительство чрезвычайного положения. Но мешают личные амбиции лидеров.

Самый большой скандал вызвало желание Шарона вручить портфель министра обороны неудачливому сопернику на выборах, бывшему премьеру и министру обороны Эхуду Бараку, лидеру левой «Партии Труда». Сам Арик Шарон не может совмещать оба поста, как это принято в Израиле. В 1983 году парламентское расследование показало, что в 1982 году тогдашний министр обороны Ариэль Шарон значительно превысил полномочия. Он ввел в заблуждение премьера Менахема Бегина, который никак не ожидал, что в рамках антитеррористической операции израильская армия не просто войдет в Ливан, но дойдет аж до Бейрута. Узнав об этом от ЦРУ, Бегин пришел в ужас от прыти своего министра. Он впал в депрессию и в итоге ушел в отставку, а Шарону парламент навсегда запретил быть министром обороны.

Выбор на генерала Эхуда Барака пал не случайно. Барак, может, и не преуспел на посту премьера, но военный он блестящий. И если Шарон больше стратег, то Барак -- замечательный исполнитель, служивший в подразделении специальных операций. Бывший глава бюро по связям с евреями в Европе Яков Кедми, хорошо знающий и Шарона, и Барака по службе в армии, рассказывал вашему корреспонденту: «Барак с молодости привык опираться на себя и на узкий круг людей, так бывает у летчиков и у работников спецслужб. К окружающим у него высокие требования, он не терпит вульгарности, не так общителен, иногда это мешает. Зато дело он всегда доводит до совершенства, он перфекционист». А вот «Шарон более открыт и простонароден, в общении он легче вызывает теплые эмоции».

Словом, Шарон -- вылитый премьер, а Барак -- министр обороны, и все это -- во благо Израилю. Но тут на Барака набросились соратники, жаждущие воспользоваться его проигрышем на выборах, чтобы сместить с поста партийного лидера. Часть левых против коалиции с правым блоком, «который приведет Израиль к конфронтации с арабскими соседями, а левые будут фиговым листком». Часть мечтает о первых ролях, на которых засиделись Эхуд Барак и Шимон Перес. Любезное предложение Шарона раскололо левых, и «Партия Труда» погрузилась в опасные дрязги. Так что если «свои» и позволят Бараку стать министром, то только в обмен на отказ от лидерства в партии и от депутатского кресла.

Тем временем за заигрывание с левыми достается и Шарону, которого критикуют союзники. Упоминание об Эхуде Бараке приводит в исступление крайне правые и религиозные партии, недовольные его политикой уступок арабам. В Торе они вычитали, что если Бог когда и накажет Израиль, то начищенным мечом, «сверкающим, как молния». Взяв в молодости псевдоним Барак, значащий на иврите «молния», Эхуд и не подозревал, что это сверкающее имя будет устрашать не арабов, а ортодоксов-иудеев.

Елена СУПОНИНА