|
|
N°31, 21 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зачем коммунистам это нужно?
Глеб Павловский, Фонд эффективной политики:
-- Коммунисты хотят выступить фиктивным инициатором политического процесса в ожидании президентских кадровых инициатив. Чтобы потом, как они предполагают, диктовать или указывать президенту, что и как делать. Однако видение Зюгановым реорганизации правительства совершенно отлично от видения президента. КПРФ недооценивает серьезности самой ставки и пытается запустить процесс, который не сможет в дальнейшем контролировать. Я не исключаю, что за спиной коммунистов может стоять, допустим, кто-то из обиженных лоббистов, которые имеют своих представителей в правительстве и не заинтересованы в структурной реорганизации правительства. Но вероятней всего за всем этим стоит борьба внутри самой КПРФ.
Вячеслав Никонов, фонд «Политика»:
-- Инициатива коммунистов -- исключительно стратегическое решение самих коммунистов. В течение последних месяцев компартия, заняв позицию компромисса и лояльности по отношению к нынешней власти, что называется, теряла лицо, и, как следствие, под вопросом сохранения оказались как ее электоральный рост, так и политическая идентичность. Не решаясь идентифицировать себя как оппозиция президенту, КПРФ, вероятно, решила позиционировать себя как оппозиция правительству. Однако я сомневаюсь, что за спиной коммунистов стоят какие-либо враги Михаила Касьянова. И полагаю, что подобный демарш против премьера лишь укрепляет его позиции.
Андрей Рябов, Московский фонд Карнеги:
-- Инициативу коммунистов вовсе не стоит рассматривать как результат некого заключения каких-то договоров с какими-то силами, например, из президентской администрации. Прошедший год в своем роде эра спокойствия и порядка, потому г-н Зюганов остался без работы. Сейчас же снова вдруг возникли понятие «секвестр», «урезание социальных расходов» и прочие. И Геннадий Андреевич восстал из пепла. Чтобы повысить свой авторитет, он устроил своеобразную PR-акцию. Образно говоря, актеру дали сыграть свою любимую роль. Конечно, я не исключаю, что разговоры с некоторыми олигархами, не симпатизирующими кабинету Касьянова или ему лично, имели место. Однако эти люди все же достаточно трезвомыслящие, прекрасно понимающие, что сместить Касьянова невозможно. Самое интересное, что и сам г-н Зюганов это понимает. Поэтому скорее всего лидер КПРФ решал свои сугубо внутренние проблемы.
Владимир Жарихин, Межрегиональный фонд президентских программ:
-- Полагаю, левый фланг в настоящее время переживает кризис самоидентификации. С одной стороны, КПРФ остается оппозицией, с другой же активно пытается подружиться с Кремлем. Собственно из-за этого размежевания коммунисты решили в некотором смысле перерасти на одну ногу. И момент выбрали весьма удачный. Однако все понимают, что от этой инициативы ничего страшного не случится. Поэтому и выглядит все это несколько комично. Я уверен, что никакой внутренней закулисы здесь нет. Если бы реальным противникам Касьянова необходимо было вынести вопрос о вотуме недоверия правительству, полагаю, они бы обратились уж точно не к коммунистам, а например, к «Нардепу» или «Регионам России».
Евгений Сучков, Институт избирательных технологий:
-- Вопрос о вотуме недоверия кабинету министров для КПРФ имеет принципиальное значение. С уходом Бориса Ельцина компартия потеряла образ врага. Для любой политической партии, для КПРФ же особенно, это является серьезной проблемой. Потому следовало ожидать, что она так или иначе будет искать для себя новый образ противника, либо предпримет какие-либо действия, которые позиционировали бы КПРФ по отношению к нынешней власти.
Беседовала Мария НИКИФОРОВА