|
|
N°31, 21 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Когда работают нотариусы, суды пустуют
Газета «Время новостей» продолжает публикацию материалов о лауреатах главной российской юридической премии -- «Фемида». По мнению одного из них - президента Московской городской нотариальной палаты Нуримана ШАРАФЕТДИНОВА - сегодня государство, уделяя много внимания судебной реформе, забывает о том, что параллельно необходимо развивать институты, позволяющие не доводить конфликты и споры до суда.
-- Нуриман Фейзрахманович, ждут ли граждан какие-то изменения в области нотариата?
-- Нет. Многие вопросы обсуждаются, но в принципе всех устраивает, как работает эта система. Нотариат латинского типа, который действует в России, предполагает, что государство передает частным нотариусам право совершать определенные действия от его имени, но за свой счет. За это нотариус берет определенную законом пошлину, с которой платит в казну налоги. Таким образом, государство, не тратя ни копейки, гарантирует гражданам соблюдение их конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. Фактически нотариат является элементом гражданского общества, о необходимости построения которого так любят говорить. Ведь нотариус никому не подчиняется, а с другой стороны, за свои ошибки он отвечает всем своим имуществом. Поэтому участие нотариуса придает экономическим отношениям стабильность.
-- Но ведь и нотариально удостоверенные сделки признаются недействительными?
-- Гораздо реже, чем сделки совершенные в простой письменной форме. Разумеется, любая система дает сбои. Однако судье гораздо проще работать с документом, составленным профессиональным юристом, который проверил все аспекты. При этом остается много материальных следов его деятельности: архив, записи в реестре, копии документов, по которым судья может восстановить многие обстоятельства дела. Таким образом, нотариус экономит время судей, которые и так перегружены делами. А потому развитие нотариата вполне может рассматриваться как один из аспектов судебно-правовой реформы. Нельзя зацикливаться исключительно на судебной стороне проблемы. Я полностью согласен с французской поговоркой: «Когда работают нотариусы, суды пустуют». Необходимо развивать институты, которые исключают попадание дела в суд и вообще возникновение конфликта. Иначе, сколько ни увеличивай численность судей, все равно очереди будут только расти.
-- Какие институты вы имеете в виду?
-- Адвокатуру, нотариат, третейские суды. Я могу привести примеры из своей области. Вот исключили нотариусов из сферы правоотношений, касающихся недвижимости. И что же -- пришлось набирать целую армию чиновников, договоры составляются кое-как, а потому неудивительно, что все чаще документы плохо проверяются и сделки затягиваются. Вообще надо расширять компетенцию нотариусов. Например, в Австрии они занимаются регистрацией сделок, в которых стороной выступают беспомощные люди, к примеру, слепые или глухие. Ведь их так легко обмануть, а потому необходим еще один свидетель сделки, который тщательно все проверит.
Еще один пример. Всем известно, какой беспорядок у нас в стране с регистрацией юридических лиц. Создаются фирмы по фальшивым паспортам, регистрируются на давно умерших лиц. Можно было бы предусмотреть, что учредительные договоры компаний с большими уставными капиталами или большим числом акционеров удостоверяются нотариусами.
-- И тем не менее эти вопросы сейчас не обсуждаются рабочей группой, которая готовит концепцию судебной реформы.
-- Да, к сожалению, нотариат лишь вскользь упоминается в проекте.
Беседовал Филипп СТЕРКИН