|
|
N°31, 21 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тегеран приближается к Москве
Президент Хатами надеется найти поддержку у Путина
Руководство Ирана не заинтересовано в скором проведении саммита каспийской «пятерки». Такой вывод можно сделать по итогам вчерашнего первого дня работы Специальной рабочей группы (СРГ) по Каспию на уровне замминистров иностранных дел пяти прикаспийских государств в Тегеране.
Инициатива встречи президентов Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении для обсуждения нового статуса Каспийского моря принадлежит туркменскому лидеру Сапармурату Ниязову, ближайшему союзнику Тегерана по этой давней проблеме. На днях Туркменбаши уже объявил, что каспийский саммит состоится 8--9 марта в городе его имени, бывшем Красноводске.
Спустя несколько дней высокопоставленный казахстанский чиновник заявил, что руководство его страны еще не определилось, участвовать ли в туркменском мероприятии, а затем и Москва дала понять, что саммит в Туркменбаши -- дело еще нерешенное, а решение будет принято по результатам СРГ в Тегеране.
Как стало известно газете «Время новостей», уже в ходе предварительных консультаций с российской делегацией (ее возглавляет спецпредставитель президента по Каспию, замглавы МИДа Виктор Калюжный) «хозяева поля» решили прощупать настроения московских визави: не стоит ли перенести встречу лидеров «пятерки» на период после официального визита в Москву президента Ирана Мохаммада Хатами, который должен состояться в начале марта.
Дело в том, что сегодня Тегеран и Ашхабад рискуют остаться в меньшинстве по вопросу о статусе Каспия, им противостоит согласованная позиция Москвы, Астаны и Баку. Хатами рисковать не может -- ему предстоит борьба за переизбрание на президентских выборах 8 июня. Поэтому президент Ирана рассчитывает при личном контакте с Владимиром Путиным добиться понимания своей позиции, видимо, предложив в обмен сотрудничество в других областях. По сведениям газеты «Время новостей», за исключением каспийской проблемы текст российско-иранского договора, который подпишут в Москве Путин и Хатами, практически уже согласован.
Так что дрейф Тегерана в сторону российских инициатив по Каспию, который проявился вчера в выступлении главы внешнеполитического ведомства Ирана Камаля Харрази, вполне объясним. Министр дал понять, что не стоит «проявлять нетерпение» в поисках всеобъемлющего решения по Каспию, и, пока консенсуса не просматривается, лучше сосредоточиться на выработке соглашений по сохранению биоресурсов, экологии и по сотрудничеству в рыболовстве на море. Это как раз те направления, в которых предлагает двигаться Москва.
При этом Камаль Харрази жестко подтвердил: Иран продолжает настаивать на секторальном делении Каспия на пять равных частей, и до выработки нового статуса не допустит нарушения того порядка действий, что определен советско-иранскими договорами 1921 и 1940 годах. Иранский министр еще раз выразил неудовольствие «военной активностью на Каспии, которая препятствует позитивному сотрудничеству прикаспийских стран». Этот пассаж был адресован России: в Иране болезненно восприняли маневры Каспийской военной флотилии во время январского визита в Азербайджан президента Путина. Судьба же саммита в Туркменбаши должна проясниться сегодня, когда закончится встреча в Тегеране.
Аркадий ДУБНОВ, Тегеран