|
|
N°31, 21 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Легкое недомогание
Средств массовой информации по-прежнему будет много
Минпечати пока не собирается останавливать выдачу лицензий на создание новых СМИ, теле- и радиоканалов. Замминистра печати Владимир Григорьев вчера дезавуировал свое собственное интервью, данное газете The Financial Times и вызвавшее большой резонанс в российских СМИ. Оказывается, ни в правительстве, ни в Министерстве печати не разрабатывается никаких мер по приостановке выдачи лицензий теле- и радиокомпаниям, как об этом заявил г-н Григорьев в FT. «Полная чушь», -- только и ответил корреспонденту газеты «Время новостей» высокопоставленный правительственный источник на просьбу прокомментировать заявление одного из руководителей Минпечати о том, что в течение года правительство планирует заморозить появление на рынке новых СМИ из-за того, что «российский рекламный рынок слишком мал, чтобы выдержать такое количество СМИ». Собеседник категорически опроверг возможность внесения изменений в действующие законы, регламентирующие выдачу и порядок лицензий, а интервью замминистра печати объяснил его «возможным недомоганием».
Как стало известно газете «Время новостей», интервью г-на Григорьева не было согласовано с его шефом, министром печати Михаилом Лесиным, который, по нашей информации, был крайне недоволен поступком своего подчиненного.
Судя по распространенному Интерфаксом заявлению Владимира Григорьева, «оргвыводы» чиновник сделал незамедлительно. «Полным абсурдом» назвал г-н Григорьев планы министерства по приостановке выдачи новых лицензий электронным СМИ. Сам же проинтервьюированный заявил газете «Время новостей», что его слова в FT неверно интерпретировали. «Мы говорили о свободе слова и независимости СМИ, о том, что полная независимость прессы может быть только тогда, когда за нее голосуют потребители информации и рекламодатели. А у нас каждое значимое СМИ финансируется либо государством, либо бизнес-сообществом, и налицо несоответствие расходов и доходов», -- так вчера трактовал замминистра свое заявление FT. «Ни о какой заморозке выдачи лицензий речи не шло. Было лишь замечено, что проблему нужно решать системно. Я только сказал, что, может быть, стоит изучить опыт американцев, когда в 1948 году в США на четыре года было заморожено лицензирование телерадиочастот», -- заявил замминистра печати. Он пояснил, что как «одна из форм возможного государственного регулирования экспертами рассматривался вопрос о замораживании выдачи лицензий, поскольку рекламный рынок слишком узок для такого количества вещателей, которые сейчас существуют».
Корреспонденту газеты «Время новостей» не удалось узнать у г-на Григорьева, кто входил в число экспертов, пришедших к таким выводам. Замминистра печати лишь заметил, что «это все не государственная позиция». Однако и о каких-либо конкретных сроках «экспертных проработок», связанных с приостановкой выдачи лицензий, говорить преждевременно. «Я не специалист, конечно, но с точки зрения понимания процесса для идеи замораживания лицензий потребуется года два, не меньше. Я не вижу возможности организовать это быстрее», -- сказал г-н Григорьев.
Сергей Васильев, генеральный директор «Видео Интернешнл MS»:
-- Если брать экономическую суть вопроса, то Владимир Григорьев абсолютно прав. Рекламный рынок уже года три, как не покрывает возможности телеканалов и радиостанций. Да, за минувший год объем рекламы на телевизионном рынке вырос, и, по данным Российской ассоциации рекламных агентств, составляет около 280 млн долл., включая региональные телекомпании, но это далеко не достаточно для эффективного содержания того количества телеканалов и радиостанций, которые у нас есть.
Другой вопрос, что как бы кому-то ни хотелось что-то подправить на рынке в связи с конкретными экономическими условиями, существуют законодательные нормы. Все рецепты, а тем более со стороны госчиновников, должны быть легитимными.
Манана Асламазян, генеральный директор «Интерньюс», член Федеральной конкурсной комиссии.
-- Я категорически против государственного запрета на выдачу лицензий. Да, рекламный рынок нищий. Но рынок сам должен убрать тех, кто не в состоянии работать. Не хватает денег -- компания закрывается или трансформируется, сокращает объем вещания. Почему жители больших городов имеют доступ к 10--12 каналам в открытом эфире, а жители маленьких городов должны видеть только два-три канала только потому, что государство не выдаст какой-то местной телекомпании лицензию на вещание? И кто сказал, что у нас 15 тысяч телекомпаний и радиостанций? Я никогда не поверю этой цифре. Активно работающих телекомпаний около 700. Единственное, что, на мой взгляд, необходимо сделать с точки зрения государства,-- это создать для всех единые условия игры: для частных и государственных, для больших и маленьких телерадиокомпаний. Тогда мы можем говорить о честном рынке, и рынок сам покажет, сможет ли Боливар выдержать столько телекомпаний.
Арина БОРОДИНА