|
|
N°115, 31 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крутые виражи «Нижегородмоторс»
Горьковский автозавод ищет выход из кризиса
На состоявшемся в среду брифинге президент ГАЗа Николай Пугин заявил об очередной корректировке бизнес-плана проекта СП «Нижегородмоторс». Корректировка предусматривает в первую очередь сокращение производства автомобилей модельного ряда Fiat в 2 раза -- до 75 тысяч в год.
Начиная с февраля 1998 года, времени создания СП «Нижегородмоторс», бизнес-план проекта менялся не менее 6--7 раз. И каждый раз для этого находились веские основания. А вот до решения основной своей задачи -- производства автомобилей -- участники СП до сих пор не добрались. Первоначально рассчитывали, что первые автомобили марки Fiat сойдут с конвейера Горьковского автозавода уже в сентябре--октябре 1998 года. Не получилось. Виной тому был назван августовский кризис. Последовали длительные переговоры участников проекта о необходимости изменения стратегии производства, создания благоприятных налогового и таможенного режимов, изменения модельного ряда в сторону удешевления и т. д. Но и эти переговоры ни к чему не привели: обрусевших "фиатов" покупатели так и не дождались.
Напомним, что СП «Нижегородмоторс» создано при участии ГАЗа (40% уставного капитала), итальянского концерна Fiat-auto (40%) и Европейского банка реконструкции и развития (20%) на базе убыточного моторного завода ГАЗа. Объем производства планировался на уровне 150 тыс. автомобилей в год. Заявленный общий объем инвестиций превышал 800 млн долл. Предполагалось, что инвестиции окупятся наполовину через пять лет и еще через пять лет -- полностью.
На начальном этапе планировалось начать отверточную сборку трех моделей -- седана «Сиена», универсала «Палио Уикенд» и седана «Марио». Поначалу предполагалось, что стоимость автомобилей совместного производства не будет превышать 12 тыс. долл. Позже планируемая цена опустилась до 8 тыс.
По неоднократным заявлениям генерального директора СП Франко Гримме, годовой объем выпуска рассчитано довести до 20--25 тыс. автомобилей в год при 45-процентной локализации производства. Под будущий объем почти завершено создание собственной дилерской сети в 32 городах России. Выпуск первых серийных автомобилей Fiat перенесен на середину 2002 года.
Как сообщили корреспонденту газеты «Время новостей» в пресс-центре Горьковского автозавода, последнее заявление президента ГАЗа о корректировке бизнес-плана трудно считать судьбоносной новостью. Работа над бизнес-планом СП не прекращалась с самого момента его создания. Главной задачей, которую ставили перед собой его разработчики, было максимальное приближение цены малолитражек к их покупательной способности. В пресс-центре завода сообщили также, что правительством подписано инвестиционное соглашение о предоставлении благоприятного налогового и таможенного режима для «Нижегородмоторс».
Таким образом, главная преграда успешной работы совместного предприятия, надо понимать, преодолена -- комплектующие итальянских поставщиков будут облагаться на таможне по минимальной ставке. Кроме того, продукция СП получит налоговые льготы при реализации. В общем, дело за малым -- начать, наконец, производство долгожданных итальянских малолитражек. Начнут, увы, только в 2002 году.
Последнее заявление президента ГАЗа относительно бизнес-плана «Нижегородмоторс» все же можно считать знаковым. Дело в том, что на том же брифинге в среду Николай Пугин сообщил журналистам еще об одной «коррекции». На этот раз речь шла уже в целом о заводе ГАЗ. Суть новой «стратегии производственно-технического развития на ближайшие несколько лет» сводится к двум позициям. Первая -- перепрофилирование производства на выпуск наиболее «платежеспособных» моделей, вторая -- увеличение экспорта конкурентоспособных автомобилей с одновременным привлечением инвесторов для создания СП.
Смысл отчаянных виражей менеджмента Горьковского автозавода предельно прост: пришла пора выводить автогигант из многолетнего прорыва. Правда, нет пока ясности, насколько эффективными окажутся предпринимаемые меры.
Александр КРИВЦОВ