|
|
N°31, 21 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Передел ответственности
ЕБРР заменил российских акционеров КМБ-банка на иностранных
Банк кредитования малого бизнеса (КМБ-банк) вчера официально объявил об увеличении собственного капитала и изменении состава акционеров. Начавшаяся в 1999 году реструктуризация банка завершилась. В итоге ЕБРР потерял контрольный пакет -- его доля сократилась до 35%. А российские акционеры (восьми разнопрофильным компаниям до августа 1998 года принадлежало 47% акций) владельцами быть перестали.
ЕБРР привлек новых стратегических акционеров: Фонд экономического развития Сороса приобрел 35%, Немецкое общество инвестиций и развития (НОИР) -- 22%, а голландский Triodos-Bank, единственный частный банк в этой компании, будет владеть 8%. С новыми акционерами и увеличившимся на 10 млн долл. собственным капиталом КМБ-банк планирует вдвое увеличить за год кредитный портфель, расширить спектр инструментов и начать работу с физическими лицами. Упор делается на расширение региональной сети. Сегодня КМБ -- единственный иностранный банк, который имеет представительства в 15 российских городах и планирует открыть еще пять офисов.
Судя по этим планам, ЕБРР продолжит активно работать в России в сфере малого бизнеса. Как заявил его глава Жан Лемьер, деятельность банка была очень успешной -- начиная с 1994 года российскому малому бизнесу выдано около 45 тыс. кредитов на общую сумму около 1,5 млрд долл., а возврат превысил 99%. «Это удивительный показатель», -- заметил он. За тот же срок на долю КМБ-банка пришлось 6 тыс. кредитов на 90 млн долл.
По словам председателя правления НОИР Штефана Киннемана, приход новых участников в КМБ говорит о начале процесса возврата доверия к России. «Для нас это первый случай участия в российском проекте после кризиса. Это важный индикатор возращения доверия руководству страны, его способности проводить осмысленную политику», -- считает г-н Киннеман.
Однако ЕБРР намерен действовать осторожнее, чем прежде. Об этом, в частности, свидетельствует то, что европейский банк решил разделить риск участия в проекте с другими западными инвесторами, а также избавился от российских акционеров КМБ. Кроме того, если до кризиса по программе кредитования малого бизнеса ЕБРР сотрудничал с 12 российскими банками, то теперь их осталось лишь четыре, причем все они (кроме КМБ) небольшие региональные кредитные организации.
Впрочем, это неудивительно: большинство прежних российских партнеров ЕБРР обанкротилось. В прошлом году КМБ, чтобы вернуть деньги ЕБРР, управлял кредитными портфелями пяти таких банков -- «Российского кредита», Тори-банка, Мосбизнесбанка, Росэстбанка и частично Инкомбанка.
И хотя новые акционеры КМБ подчеркивали вчера, что именно малый и средний бизнес является стержнем экономики, очевидно, они еще не полностью доверяют российской финансовой системе. «Нельзя развивать банковский сектор, если некоторые банки считают нормальной практикой поведение, не соответствующее принятым в цивилизованном обществе нормам», -- заключил Жан Лемьер.
Николай КУЗНЕЦОВ