|
|
N°31, 21 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы не допустим индивидуальных льгот»
В ближайшее время правительство намерено снизить таможенные пошлины на ввоз в Россию технологического оборудования, не имеющего российских аналогов, с нынешних 15--20% до 5% (а в некоторых случаях и ниже). Изначально речь шла 1000 наименований товаров, на сегодняшний день их количество сократилось примерно до 700 позиций. О подробностях предстоящих перемен начальник департамента тарифного регулирования Минэкономразвития Андрей КУШНИРЕНКО рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Ольге АНТОНОВОЙ.
-- В чем суть и необходимость предстоящих изменений тарифов на ввоз зарубежного оборудования?
-- Главная цель -- ускорить модернизацию экономики. То есть добиться того, чтобы отечественные производители могли за меньшие деньги получить прогрессивное оборудование, не производящееся в России или производящееся в недостаточном количестве. Сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы выделить именно такую продукцию. Пожалуй, это самый сложный и самый важный вопрос при подготовке решения. Ведь наша основная задача не нанести снижением пошлин вреда отечественным производителям.
-- Каковы прогнозируемые бюджетные потери?
-- По нашим расчетам, даже если снижение пошлин не принесет дивидендов в виде развития экономики, самые большие потери составят 50 млн долларов в год. Сумма огромная для нас с вами, но в целом на федеральном уровне она не принципиальная. Цена вопроса: с одной стороны -- 50 млн долларов, с другой -- возможность ускорения роста экономики. Оснастившись новым оборудованием, наши предприятия смогут выпускать конкурентоспособную продукцию как для внутреннего, так и для внешнего рынка.
В легкой и пищевой промышленности речь идет пока только о конкурентной борьбе за внутренний рынок. Что же касается секторов тяжелой промышленности -- металлургии, химии и телекоммуникаций, -- то она сможет стать конкурентоспособной и на внешнем рынке.
-- Прогнозируемые объемы роста по отдельным секторам?
-- Представители легкой и пищевой промышленности прогнозируют в случае снижения пошлин рост на 15--20% только за счет получения нового оборудования. В тяжелой прогнозируется рост на 5--7%.
-- Как производится отбор оборудования, какое ведомство непосредственно отвечает за его проведение?
-- Мы привлекли к обсуждению этого вопроса широкие круги общественности и делового общества. Кстати, это, может, и не надо ставить нам в заслугу, так как они сами проявили инициативу. Что касается министерств, то это стандартный набор -- наше ведомство, ГТК, Минпромнауки, Минфин, Министерство по антимонопольной политике, Минсельхоз. Основную роль по анализу того, где пошлины нужно снижать, а где нет, и по оценке возможной угрозы для наших производителей оборудования играет, естественно, Минпромнауки. Плюс к этому в процессе участвуют представители бизнеса. Это Координационный совет содействия отечественным товаропроизводителям, Торгово-промышленная палата и порядка 20 различных союзов и объединений, обратившихся с просьбой о снижение пошлин и оценивающих по нашей просьбе возможные последствия. Кроме того, в подготовке этого решения принимали участие, что очень важно, профильные комитеты Госдумы.
-- Подобный анализ достаточно субъективен, можно ли исключить лоббизм?
-- Конечно же, лоббизм не исключен. Есть пошлины, снижения которых добивается только одно предприятие, а есть такие, уменьшить которые хотят десятки. В какой-то степени страховкой является то, что мы опрашиваем 5--6 ассоциаций, получаем мнения различных ведомств. Если все заключения положительны, вопрос решается практически автоматически. Если мнения разноречивы, спорную позицию мы рассматриваем более внимательно. Следующая наша встреча в рамках рабочей группы будет посвящена исключительно обсуждению спорных вопросов.
-- Пришли ли вы к компромиссу, какие позиции являются наиболее спорными?
-- В целом согласие есть. Проблемы же несколько в другом. Первая -- как все-таки максимально защитить бюджет от потерь. Вторая -- не допустить, чтобы это снижение представляло своего рода индивидуальную льготу. Очень многие заявители обратились не потому, что после снижения пошлин они смогут модернизировать производство, а просто потому, что уже закупили что-то за последние два-три года, и это оборудование лежит на таможенных складах. Под эти заключенные контракты они и хотели добиться снижения пошлины. Наверное, это неправильно. Скорее нужно говорить о формировании если не промышленной политики, то хотя бы политики развития секторов экономики. Сумма представленных нам бизнес-планов, анализ развития той или иной отрасли как раз и являются своего рода формированием этой политики. В данном случае она идет не сверху, а снизу. Когда мы видим реальные и обоснованные планы развития отрасли, связанные с уменьшением пошлин, мы готовы пойти на этот шаг. То есть мы стараемся учитывать скорее интересы секторов промышленности, нежели конкретные контракты. И, наконец, третья проблема -- четко сформулировать, что такое технологическое оборудование. Под это понятие подпадают комплектующие, запчасти и аксессуары. Очень многие обратившиеся просили о снижении пошлин на продукцию, по сути, не являющуюся оборудованием. В итоге мы решили сконцентрироваться только на оборудовании, его элементах и комплектующих. Сейчас эта работа находится на этапе так называемого поэлементного анализа. Мы должны получить последния заключения о том, что-либо у нас либо нет такого оборудования и в ближайшие годы не будет, либо оно есть, но эффект от приобретения импортного оборудования даст толчок к развитию того или иного сектора экономики, не нанося ущерба отечественному производителю.
-- Не могли бы вы назвать эти наиболее спорные позиции?
-- Прежде всего споры будут вестись не о том, производится у нас то или иное оборудование, а о тех позициях, где предполагается возможное снижение пошлин ниже 5% (по основной части списка снижение пошлин планируется с нынешнего уровня 15--20% до 5%. -- Ред.). В итоге пошлина может составить 2 или 3%. Однако на такое снижение мы готовимся пойти впервые за долгие годы. Поэтому каждая такая ставка будет очень скрупулезно рассматриваться.
-- Приведите, пожалуйста, примеры.
-- Такого рода запросы в основном сконцентрированы в области оборудования для рыболовецких судов и для сельхозтехники, потому что на эту продукцию и сейчас действует минимальная ставка в 5%. Здесь будут очень серьезные споры -- не нанесем ли мы ущерба отечественному производителю. Да, возможно, техника у нас менее качественная и надежная, но зато более дешевая. Не приведет ли снижение пошлины к тому, что начнется прямая конкуренция между нашими товарами и импортными? Это касается сельхозтехники. Достаточно серьезный анализ предстоит проделать в отношении двигателей для рыболовецких судов. Снижение пошлин до 2--3% предполагается и на суда, и на оборудование, и на прочие аксессуары. Мы должны понять, действительно ли такой шаг нужен именно в этом секторе экономики и повлияет ли это на улучшение общеэкономического состояния страны. То есть, проще говоря, будет ли у нас от этого больше рыбы на рынке?
-- На какие еще товары пошлины могут быть снижены меньше чем до 5%?
-- Это возможно в отдельных случаях в телекоммуникационной области, электронике, медицине, пищевой промышленности.
-- Когда будет принято окончательное решение о снижении пошлин? Как оно будет вводиться в действие?
-- Все будет определяться правительством. Мы планируем ввести в действие примерно 40% номенклатуры из нашего списка с 1 октября 2001 г., одновременно с вводом на постоянной основе унифицированного тарифа. А остальную часть -- с 1 января 2002 г., одновременно с началом исполнения нового бюджета. Основным фактором, влияющим на сроки, будет согласование новых ставок со странами Таможенного союза. Я думаю, что за ближайшие три-четыре месяца мы согласуем большую часть позиций. Особенно серьезных проблем, мне кажется, не будет, поскольку все страны Таможенного союза в равной степени заинтересованы в модернизации своей экономики.
-- Изначально правительство собиралось снижать пошлины на 1000 наименований оборудования, сейчас осталось около 700. За счет чего произошло сокращение?
-- Было отсеяно нетехнологичное оборудование. Исключены предложения, за которыми стояли разовые контракты, просьбы, не нашедшие поддержки в деловых кругах, а также множество пожеланий о снижении пошлин ниже 5%.
Беседовала Ольга АНТОНОВА