Время новостей
     N°31, 21 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.02.2001
Замазанные нефтью
Между государственной компанией «Роснефть» и частными нефтяными фирмами развернулась настоящая схватка. Поводом стала публикация 15 февраля правительственного постановления, в котором Минэкономразвития поручается в двухмесячный срок определить уполномоченные государственные нефтегазовые компании (УГНК), участвующие в подготовке и реализации соглашений о разделе продукции (СРП). Аналитики и конкуренты «Роснефти» предполагают, что уполномоченной назначат именно ее, и в результате она получит привилегии.

В распространенном пресс-релизе сама «Роснефть» жалуется на развернувшуюся против нее PR-кампанию. Как сказал газете «Время новостей» пресс-секретарь компании Александр Степаненко, по заданию Минэкономразвития она только подготовила анализ мировой практики по применению СРП, в котором говорится о функциях уполномоченных компаний и требованиях к ним. «Мы не предлагаем государству назначить нас уполномоченной компанией, -- пояснил он, -- это некоммерческий проект. Но если оно назначит нас, то мы исполним это решение».

Проекция анализа мировой практики на российскую действительность, судя по всему, и стала предметом ожесточенных споров нефтяников. Недовольство могут вызвать такие положения о направлениях деятельности УГНК, как взаимодействие с потенциальными инвесторами, предложение месторождений, которые могут разрабатываться на условиях СРП, подготовка условий конкурсов и аукционов, разработка ТЭО-проектов и долевое участие от имени государства в консорциумах инвесторов.

Аналитики полагают, что если эти положения будут приняты правительством, и «Роснефть» будет назначена УГНК, то она будет контролировать практически все проекты СРП. «Более логично сделать так, -- говорит аналитик «НИКойла» Геннадий Красовский, -- чтобы это не был прямой конкурент частным нефтекомпаниям, ведь если компания будет знать всю информацию о конкурсе, то она потенциально может использовать ее с выгодой для себя».

В одной из крупных нефтекомпаний высказали такую мысль: если иностранный инвестор согласится участвовать в разработке какого-то месторождения на условиях СРП, то участие в проекте «Роснефти» его отпугнет. «Государство вместе с госкомпаниями и инвесторы должны сидеть по разные стороны стола, -- полагает наш источник, -- в противном случае налицо конфликт интересов». Более того, говорит он, возможна и такая ситуация, когда правительству срочно понадобятся деньги, и оно решит приватизировать «Роснефть». «Тогда что, функции УГНК будет исполнять частная компания? Это абсурд», -- говорит он.

В «Роснефти» же в ответ на недовольство частных нефтекомпаний подчеркивают, что правительство должно проработать способы решения проблем. Так, если «Роснефть» будут приватизировать, то ее не назначат государственной уполномоченной компанией, и наоборот. А преодолеть конфликт интересов в представленном компанией анализе мировой практики можно, например, таким способом: УГНК участвует в консорциуме инвесторов уже реализуемых проектов «через филиал (дочернюю компанию) при условии его 100-процентной государственной принадлежности и управляемости». В любом случае, говорится в документе, «по данному вопросу должна быть занята жесткая позиция».

Какова она будет на самом деле, пока говорить рано. В Минэкономразвития газете «Время новостей» заявили, что «вопрос сейчас прорабатывается», и проект постановления министерство подготовит к заседанию правительства в апреле.

Николай ГОРЕЛОВ