|
|
N°30, 20 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ющенко предложено «вкалывать»
Влияние «премьера-реформатора» стремительно уменьшается
Премьер-министр Виктор Ющенко, считавшийся еще недавно главной надеждой украинской оппозиции, оказался сейчас меж двух огней. Форум национального спасения, объединивший противников президента, обещает подать в суд на премьера, который вместе с Леонидом Кучмой и председателем Верховной рады Иваном Плющом подписал обращение к народу. Оппозиционеров в нем сравнивают с фашистами. Участники форума считают, что Ющенко «сдал» свою ближайшую соратницу Юлию Тимошенко, и предрекают ему судьбу «марионетки» Кучмы и его коррумпированного окружения».
Но и президент не доверяет руководителю правительства, считая его конкурентом. Недавние «кадровые» требования, которые Ющенко выдвинул для сохранения политического лица (уволить шефа Минтопэнерго Сергея Ермилова и председателя национальной комиссии по регулированию электроэнергетики Александра Гридасова), глава государства демонстративно проигнорировал. Так же как и предложение переподчинить правительству Фонд госимущества, налоговую администрацию и таможню.
Судьбу двух чиновников, которыми недоволен Ющенко, решать будет не он, а его вице-премьер по вопросам промышленной политики Олег Дубина, на которого собственно и замыкается ТЭК, -- так прокомментировал Леонид Кучма «кадровые» требования премьера. Что касается отставки самого Ющенко, то, по словам Кучмы, он «никогда не заикался об этом» -- «еще молодой», так что «пусть вкалывает».
«Вкалывать» премьеру придется при полном отсутствии влияния на кабинет министров. Вес Ющенко в правительстве сегодня настолько невелик, что его в отличие от Ермилова даже не ознакомили с содержанием меморандума о сотрудничестве Украины и России в сфере энергетики. Именно это, по-видимому, стало последней каплей, вынудившей премьера требовать кадровых перестановок. Накануне встречи президентов в Днепропетровске Ющенко заявил журналистам, что в соглашении речь пойдет не о закупках Украиной электроэнергии, а о подключении энергосистем исключительно для «поддержания уровня частоты не ниже 50 Гц». Возможно, премьер лишь имитировал неосведомленность, и пойти на конфронтацию с президентом его заставила резкая оценка меморандума, которая была высказана украинскими политиками. Так, председатель парламентского комитета по ТЭК Александр Гудыма заявил, что меморандум «ставит под угрозу энергетическую и национальную безопасность Украины» и потребовал отставки подписавшего документ Ермилова. Суть дискуссии, завязавшейся вокруг меморандума, сводится к опасениям, что мощные российские компании, которые имеют возможность демпинговать, напрочь вытеснят украинских поставщиков и сделают своими должниками большую часть украинских предприятий. Это, должно быть, и послужило причиной резких высказываний премьера в адрес Ермилова и Гридасова. Выразить же негативную оценку меморандума Ющенко не решается, поскольку в администрации президента документ считают «большой победой украинской политики».
У премьера остается лишь одна возможность сохранить политическое лицо -- публично заявить о своей позиции, несмотря на реальную угрозу отставки. Однако пока что пределом решительности премьера стали его слова о том, что ему неизвестны факты, свидетельствующие о противозаконной или преступной деятельности бывшего вице-премьера Тимошенко.
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев