|
|
N°30, 20 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Немецкие мультфильмы долго жили в траве
В Музее кино открылась выставка «Новое анимационное кино Германии»
Выставку и ретроспективу новых фильмов привез в Москву Альбрехт Аде, руководитель Штутгартской киноакадемии, представивший самые популярные, интересные и новаторские немецкие мультфильмы 90-х годов.
Анимационное кино до недавнего времени оставалось одной из самых неразвитых отраслей немецкой киноиндустрии. С 1933 года после повальной иммиграции из Германии режиссеров-мультипликаторов еврейского происхождения и до начала 70-х немецкой анимации практически не существовало. Мультфильмы для детей, которые изредка снимались в ГДР, являлись бледным аналогом диснеевской продукции. В 1980 году были организованы две крупные анимационные школы. Одну из них, в Касселе, основал известный польский мультипликатор Йан Леница. Академию в Штутгарте возглавил Альбрехт Аде, организовавший там международный фестиваль анимационного кино, который за несколько лет стал вторым в Европе после французского фестиваля анимации в Аннеси.
Открывшаяся в Москве выставка (до того побывавшая в Чикаго, Лос-Анджелесе, Тель-Авиве, Петербурге и других городах мира) -- второй международный проект Альбрехта Аде, посвященный немецкой анимации. «Анимация, представленная сегодня, куда более серьезная, чем та, что я привозил в Москву 10 лет назад, -- сказал Аде корреспонденту газеты «Время новостей», -- изменилось время, изменилась тематика, вслед за застойной немецкой мультипликацией 80-х годов пришло новое поколение анимационных фильмов, во многом основанных на компьютерных и цифровых технологиях». В 1986 году академия закупила первый компьютер для анимационной обработки, и в немецкой анимации очень многое изменилось. На смену классической манере 80-х пришла манера постмодернистская, со свойственной ей пародийностью, клипово-плакатной культурой и многочисленными цитатами.
Для выставки Альбрехт Аде отобрал девять мультфильмов, в которых по возможности представлены все технические средства, доступные современной анимации -- от привычных рисованных, кукольных, бумажных и пластилиновых мультиков до компьютерной графики и техники коллажа.
Гвоздем программы является, несомненно, «Квест» («Поиск») режиссеров Томаса Штелмаха и Тайрона Монтгомери. Специальный раздел выставки посвящен этому знаменитому мультфильму, в 1997 году завоевавшему «Оскар». В основу фильма положена концепция традиционных компьютерных игр с навязчивой темой поиска и постоянным перемещением героя на новые уровни. Песочный человечек из привычного мягкого мира песчаных карьеров проваливается в иные миры, все более агрессивные и разрушительные для него. Роняя куски своего рыхлого тела, он минует мир бумаги, мир камня, пока наконец не попадает в страну железных машин, превращающих его в тонкую струйку песка.
«Все женщины шлюхи, а все мужчины солдаты -- вот что говорил мой папа», -- так закадровым детским голоском начинается ироничный мультфильм Андреаса Хикаде «Мы жили в траве». Достаточно едко издеваясь над последними достижениями современного психоанализа, Хикаде отправляет своего героя (палка-палка-огуречик) в погоню за тигром, что, по-видимому, является своеобразным обрядом инициации. «Я не хочу, чтобы у меня был рак яичек. И я не хочу убивать тигра, -- заявляет нам с экрана обиженная рожица, -- я хочу летать вместе с девочкой-одуванчиком».
Судя по темам, которые избирают мультипликаторы, политическая проблематика 80-х сменилась на социальную или экологическую. Хотя мультфильм «Исповедь» Йохана Куна -- аниматора, который для немцев значит то же, что для нас Норштейн, -- посвящен политическим вопросам. Но на общем фоне картина мастера выглядит достаточно слабо. И заезженная уже послевоенная тема покаяния, и умышленное снижение стандартной мультипликационной скорости вызывают скуку.
Новейшая немецкая анимация сначала была ориентирована на восточно-европейскую традицию мультипликации. Сейчас стало сильнее английское влияние. «Но, -- подчеркивает Альбрехт Аде, -- мы никогда не опирались на американскую анимацию, слишком чванливую и высокомерную».
Несмотря на очевидный «прорыв», в немецкой анимации проблем остается очень много. Только 4% от всего финансирования кинематографа идет на мультфильмы -- аниматорам остается рассчитывать на частные «вливания». Мультипликацию в Германии до сих пор многие считают неполноценным, подсобным видом искусства. Но то, что анимация наконец появилась на телевизионном экране хотя бы в качестве заставок, клипов и рекламных роликов, вселяет надежды.
Выставка открыта ежедневно с 15.00 до 20.30 и продлится до 16 марта.
Анна СТАРОБИНЕЦ