Рост платежеспособного спроса потребителей и требования, предъявляемые ими к качеству, заставляют мебельщиков модернизировать производство за счет импорта западного оборудования. Крупные мебельные компании мобилизуют для этого собственные средства, «неимущие» просят помощи у известной шведской компании IKEA. Согласие скандинавского гиганта участвовать в схеме погашения российских долгов Парижскому клубу позволит ему просто скупить эти предприятия, а также получить землю для строительства своих магазинов.
Генеральный директор компании IKEA в России Леннарт Дальгрен не скрывает этих намерений. На минувшей неделе он признался, что в обмен на погашение части долга России шведская компания «хотела бы получить оборудование и акции российских предприятий». Речь идет об акциях 30 фабрик, уже сотрудничающих с ИКЕА.
«ИКЕА может принять на себя часть обязательств России в размере не более 2 млрд долл. в случае поступления предложения от правительства», -- заявил г-н Дальгрен. Но предложения пока не последовало.
Однако, по некоторым сведениям, шведскую компанию интересуют не столько акции, сколько участки земли для строительства магазинов, где компания реализует продукцию и «своих» российских предприятий.
Сотрудничая с нашими предприятиями, IKEA гарантирует им сбыт товара, поставляет оборудование и обучает персонал. Мебель, которая производится под ее жестким контролем, шведская компания продает только в своем магазине, под своей фирменной маркой. Специалисты гильдии мебельщиков и Минпромнауки утверждают, что «мебель в рознице под маркой IKEA в несколько раз дороже аналогичной, но с российской маркой».
Впрочем, г-н Дальгрен не устает подчеркивать в интервью российским СМИ: «Все, что делает шведская компания в России, делается только в интересах IKEA -- компания занимается бизнесом, а не благотворительностью».
В минувшую пятницу IKEA торжественно заложила на Калужском шоссе близ МКАД второй магазин, который будет построен по тому же проекту, что и открытый неподалеку от подмосковных Химок.
Представитель гильдии мебельщиков из Санкт-Петербурга, пожелавший остаться неназванным, сказал газете «Время новостей», что «такая стратегия компании может обернуться скупкой шведами наших мебельных предприятий».
Как сообщил нашей газете осведомленный источник в Минпромнауке, «контракты с российскими компаниями составлены таким образом, что наши фабрики работают только за зарплату. На реализацию собственной стратегии развития не остается ни рубля».
Между тем и среди отечественных компаний есть те, что успешно развивают бизнес без «богатой на идеи» IKEA. Мебельная фабрика «Шатура», доля которой на российском рынке
корпусной мебели оценивается в 11--12%, осенью прошлого года запустила технологическую линию немецкого производства для ламинирования древесностружечной плиты (ДСП) стоимостью 3 млн долл. В этом году компания, по словам начальника отдела маркетинга Виктора Николо, вложит в строительство нового цеха по производству ДСП около 9,5 млн долл.
Спрос на качественную мебель в России растет и будет расти. По данным департамента лесопромышленного комплекса Минпромнауки, объем продаж мебели в России увеличился в прошлом году по сравнению с предыдущим на 36% и достиг 18 млрд рублей. В нынешнем ожидается рост продаж еще на 10--15%.