|
|
N°30, 20 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Между прошлым и будущим
Налоговики и судьи о банкротстве
Суть и форма процедуры банкротства стала поводом для заочной дискуссии между МНС и арбитражными судьями. Налоговики считают, что банкротить можно и нужно как можно больше должников госбюджета. Судьи думают, что можно обойтись и без этого.
Тема банкротства стала особенно актуальной после заявления Владимира Путина (на всероссийском съезде налоговиков) о необходимости борьбы с предприятиями-должниками и фирмами-однодневками. Реакция налогового ведомства была мгновенной. Через несколько дней первый замминистра МНС Александр Смирнов объявил о начале крупномасштабной кампании по «зачистке» предприятий-должников, а также организаций, сдающих нулевую отчетность. По словам г-на Смирнова, такие организации должны быть ликвидированы, а внимание налоговых органов сосредоточено на оставшихся. «Ежегодно с нашей подачи ликвидируется около 7--8% таких предприятий, -- сказал г-н Смирнов. -- Это очень мало».
Арбитражные суды от такой статистики, напротив, в ужасе. Подводя с коллегами итоги 2000 года, глава Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев вчера заявил, что налоговики зачастую «используют институт банкротства как эффективный способ погашения налоговой задолженности» вместо того, чтобы просто подавать иски о погашении долга. По словам г-на Яковлева, более 40% всех дел о банкротстве приняты к производству по заявлениям именно налоговых органов. Общее же количество дел о несостоятельности возросло в минувшем году почти вдвое. В связи с этим г-н Яковлев считает, что необходим законодательный механизм, препятствующий использованию процедуры банкротства для выбивания долгов и позволяющий предприятиям-должникам сохранить свою платежеспособность.
Разрешить ситуацию сможет готовящийся сейчас в Госдуме проект нового закона о несостоятельности. Чьи интересы в нем возобладают, говорить пока рано. Наверняка можно лишь утверждать, что во многом закон будет базироваться на постановлении Конституционного суда. Так по крайней мере утверждает глава думского подкомитета по банкротству Юрий Курин. КС сейчас как раз проверяет действующий закон о банкротстве на соответствие Основному закону в части предоставления должникам права обжалования в суде действий арбитражных управляющих. Скорее всего решение КС будет в пользу должников и в корне изменит статус управляющего в процедуре банкротства. Так что оставить все как есть или упростить процедуру банкротства в пользу кредиторов депутатам вряд ли удастся. Впрочем, своего рода торг все же ведется. Г-н Яковлев хоть и отрицательно относится к поголовному банкротству всех и вся, все же дал понять, что если количество судей будет в ближайшие годы увеличено как минимум вчетверо, со шквалом дел, в том числе и по банкротству, арбитражи справятся.
В 2000 году арбитражные суды приняли к производству 19 041 заявление о признании должников банкротами, что на 74,2% превышает показатели 1999 года. 15 143 должника были признаны банкротами, из них 551 государственное унитарное предприятие, включая 56 градообразующих. 8223 предприятия в результате конкурсного производства были ликвидированы. Судья рассматривает в среднем около 30 дел в месяц.
Светлана МИХАЙЛОВА