Время новостей
     N°30, 20 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.02.2001
Запретные плоды
Министр решил засекретить сельское хозяйство
Кто владеет информацией, тот владеет миром. Справедливость этого правила решил доказать вице-премьер, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, подписавший приказ, согласно которому практически все данные о состоянии дел в АПК становятся закрытыми для участников рынка. Те в свою очередь полагают, что обладая монополией на всю необходимую информацию, Минсельхоз сможет взять под контроль и сам рынок.

Приказ №6 от 5 января 2001 года, оказавшийся в распоряжении газеты «Время новостей», определяет перечень сведений ограниченного пользования -- материалы, «открытая публикация которых признана нецелесообразной». Такие сведения запрещается «сообщать устно или письменно кому бы то ни было, если это не вызвано служебной необходимостью. При подготовке материалов к открытому опубликованию «сведения секретного характера и ограниченного распространения» использовать запрещено. В Минсельхозе существование приказа корреспонденту газеты «Время новостей» подтвердили, однако призвали не искать «сенсаций в каком-то обычном документе».

Впрочем, теперь сенсацией могут стать любые подробные сведения о ситуации в АПК.

Ни общество, ни участники рынка уже не могут открыто и свободно получить, например, «оперативную информацию о посевных площадях, валовых сборах зерновых и масличных культур» или «балансы ресурсов и использования зерна» или узнать об «использовании средств Специального фонда для кредитования организаций АПК на льготных условиях». Недоступными для простого гражданина и простого субъекта аграрного рынка станут «договоры и соглашения, в которых одной из сторон выступает Министерство», «перечень (реестр) объектов федеральной собственности системы АПК (предприятий, организаций и учреждений, акционерных обществ, имеющих пакеты акций, находящихся в федеральной собственности)», «сведения о намечаемом строительстве в России объектов, которые будут оснащаться полностью или частично импортным оборудованием» и т.д.

По версии представителя одной из крупных зерновых компаний, «попытки скрыть информацию позволят Минсельхозу более оперативно реагировать на события рынка через свои аффилированные структуры, потому что он будет обладать более полной информацией».

Это укладывается в концепцию развития зернового рынка, предложенную ведомством г-на Гордеева, согласно которой все госпакеты предприятий АПК передаются Федеральному агентству по регулированию продовольственного рынка и это же агентство становится ответственным за товарно-закупочные интервенции и другие методы регулирования цен на зерно.

По сути дела, Минсельхоз явочным порядком превращается в главного игрока на рынке с практически неограниченными лоббистскими возможностями и полным контролем над информационными потоками.

Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Елена Тюрина в беседе с корреспондентом газеты "Время новостей" назвала документ «попыткой скрыть информацию о реальном положении вещей». По словам г-жи Тюриной, «одна из целей, которую декларирует Минсельхоз на пути развития зернового рынка, -- его прозрачность; скрывая данные о производстве зерна, они сами себе противоречат».

Приказ г-на Гордеева еще не получил широкой известности даже в его ведомстве. Так, например, глава департамента продовольственных рынков Аркадий Злочевский, в чьем ведении находится зерновой рынок, от комментариев отказался, сославшись на то, что с документом не знаком (хотя приказ, подписанный полтора месяца назад, предписывает «руководителям структурных подразделений организовать работу по изучению Перечня всеми сотрудниками»).

В целом отношение участников рынка к приказу г-на Гордеева можно оценить как тревожно-скептическое. И первое известие о документе вызывает нервный смех. «Зайдите на сайт минсельхоза США, они уже давно все предсказывают. Ошибка -- два процента. Это делается по всему миру -- они фотографируют из космоса и говорят, какая урожайность будет. Детский лепет какой-то», -- говорит координатор проекта интернет-биржи «Зерно-Он-Лайн» Александр Хейфец.

Руководитель аналитического центра «Совэкон», проводящего маркетинговые исследования зернового рынка, Андрей Сизов сказал газете «Время новостей», что подобные документы вызывают у него грустные воспоминания о недавнем прошлом: во времена СССР вся информация о производстве зерна имела гриф «секретно». «Данные при нынешней административной разболтанности «утекают» и будут «утекать». Их распространение технически довольно сложно ограничить. Есть такие вещи, как аэрофотосъемка, космическая съемка, которые позволяют получать довольно точную информацию. Значит, вместо того чтобы обращаться к российским данным, деловой мир будет апеллировать к американским. Просто увеличится стоимость информации, а на принятие решений это никак не повлияет», -- говорит г-н Сизов.

Елена Тюрина в свою очередь полагает: "Закрывать эту информацию они (Минсельхоз. -- Ред.) просто не имеют права: для того чтобы иметь адекватную информацию о рынке, необходимы мнения нескольких экспертов. Если эта информация будет скрываться, то получается, что Минсельхоз может получить монопольное право и на аналитику». Г-жа Тюрина согласилась со своими коллегами, считающими, что имеет место попытка некоторых чиновников заработать на информации: «Уже неоднократно была информация, что Минсельхоз пытается создать собственную аналитическую структуру. Вполне вероятно, что для нее пытаются создать более выгодные рыночные условия».

Впрочем, по мнению директора Института конъюнктуры аграрного рынка, даже если не обращаться к иностранной информации о состоянии дел в АПК, можно будет получать достаточно сведений: «На самом деле, конечно, если все-таки эта информация будет закрыта, можно будет ее получать -- разговаривать с руководителями хозяйств, смотреть, что они авансируют, однако это будет гораздо более долговременная и кропотливая работа».

Ограничивать доступ к информации министерствам и ведомствам позволяет положение «О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах госвласти», утвержденное постановлением правительства в 1994 году. Как сообщили корреспонденту газеты «Время новостей» в департаменте регистрации и контроля за ведомственными актами Минюста, приказы об ограничении распространения тех или иных сведений существуют во многих органах исполнительной власти. И далеко не всегда министерства и ведомства спешат их зарегистрировать в Минюсте. Не зарегистрирован и приказ министра сельского хозяйства. «Министерства обращаются за экспертизой и регистрацией, если считают, что изданные ими внутренние документы затрагивают права и свободы граждан, -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» информированный источник в Минюсте. -- Если они считают, что не затрагивают, то единственный для нас способ провести экспертизу -- это затребовать их на основании жалобы заинтересованного или пострадавшего от внутриведомственной инструкции лица».

Если говорить о приказе г-на Гордеева «Об утверждении перечня сведений ограниченного распространения по Минсельхозу России», то заинтересованным лицом, чье право на информацию нарушено, может быть любой гражданин, так как в первых строках перечня сказано, что к сведениям ограниченного распространения относятся материалы, «открытая публикация которых признана нецелесообразной». Такие сведения должны иметь гриф «для служебного пользования», и публиковать их чиновникам Минсельхоза запрещается. При этом явные несоответствия с правительственным постановлением налицо. Например, согласно постановлению к категории служебного пользования не могут быть отнесены сведения о чрезвычайной, экологической, санитарно-эпидемиологической ситуации, а также данные об исполнении бюджета и использовании госресурсов. В приказе же материалы ревизий и проверок контролирующих органов власти (то есть именно сведения об исполнении бюджета и использовании ресурсов) отнесены к служебным. Не подлежат опубликованию и сводные данные об эпизоотической обстановке в стране.

Анфиса ВОРОНИНА, Глеб ЧЕРКАСОВ, Светлана МИХАЙЛОВА