|
|
N°29, 19 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алма-атинский мечтатель
Президент Назарбаев хочет «порулить» в Азии
В СНГ наступает сезон юбилеев. Ровно 10 лет назад, 19 февраля 1991 года, глава Верховного совета РСФСР Борис Ельцин в телеинтервью впервые публично потребовал отставки президента СССР Михаила Горбачева.
Годы, прошедшие с тех пор, изменили бывшее пространство Советского Союза до неузнаваемости. На политической арене нет почти никого из тех, от кого 10 лет назад зависела судьба великого государства. Из тех, кто действительно вершил судьбы Советского Союза в последние месяцы его существования, на властном Олимпе остается только президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И предстоящее осенью десятилетие суверенитета своей страны он собирается отметить особо, выступив как политик мирового масштаба. В Казахстане пройдет саммит новой региональной организации, претендующей на то, чтобы разом заняться решением всех проблем Азии -- Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Идея воспроизвести в Азии систему, аналогичную Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), принадлежит лично президенту Казахстана. Причем, судя по всему, она является не скороспелой, а по-настоящему выношенной, ведь впервые он озвучил ее еще в октябре 1992 года на 47-й сессии Генассамблеи ООН. При этом, как писала на днях по поводу предстоящего саммита СВМДА проправительственная «Казахстанская правда», Назарбаева «трудно подозревать в маниловщине», поскольку «перед политической элитой планеты предстал не столько романтик, сколько прагматик, знающий, как заманчивые идеи воплощаются в жизнь». Подтверждением тому служит «логически-практическая цепь от идеи создания ЕАС до оформления ЕврАзЭс». Речь идет о знаменитой евразийской инициативе г-на Назарбаева, воплощенной в реальность осенью прошлого года в Астане с преобразованием «пятерки» Таможенного союза СНГ в Евразийское экономическое сообщество. Теперь у Астаны есть все шансы стать евразийской столицей. Пока, правда ни одна из стран «пятерки» не спешит ратифицировать подписанные тогда соглашения. Но это мелочи по сравнению с впечатляющей работой по подготовке СВМДА, что кипит в Алма-Ате. За прошедшие 8 лет там прошло больше десятка встреч экспертов из почти трех десятков стран, 15 из них решили стать участниками совещания: Афганистан, Азербайджан, Китай, Египет, Индия, Иран, Израиль, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Палестина, Россия, Таджикистан, Турция, Узбекистан. В наблюдателях -- Австралия, Индонезия, Япония, Корея, Монголия, Ливан, Вьетнам, Таиланд, Малайзия, а также такие организации, как ОБСЕ, Лига арабских государств и Центрально-азиатское экономическое сообщество.
Апофеозом подготовительных мероприятий стала встреча министров иностранных дел государств -- участников СВМДА, прошедшая в Алма-Ате в сентябре 1999 года. Там была подписана Декларация принципов, на которых должны строить отношения страны -- участники совещания. «Мы можем гордиться этим документом, поскольку в нем нашло отражение согласованное мнение о необходимости обустройства более безопасного мира», -- резюмировал президент Казахстана.
Получается, что долгие годы и десятилетия авторитетнейшие мировые организации тщетно бились над решением многочисленных азиатских проблем. Но стоило подключиться к этому процессу казахстанскому лидеру, как появилось «согласованное мнение». Видимо, именно в Казахстане поклянутся дружить между собой израильтяне и палестинцы. Благо, организаторы делают Палестине крупный аванс, провозглашая автономию полноправной «страной»-участницей. Гарантией же палестино-израильской дружбы должно стать отсутствие среди СВМДА арабских стран, если не считать африканского Египта. Зато в списке участников фигурирует Иран, который израильтяне считают едва ли не главной угрозой своему существованию. Неудивительно, что до сих пор не урегулированы противоречия по содержанию проектных документов совещания, которые существуют между Ираном и Израилем, Израилем и Палестиной, Индией и Пакистаном, Россией и Турцией...
Вряд ли уместно интересоваться в Алма-Ате тем, как там станут искать «формулу доверия» между воюющими афганцами, если членом СВМДА является лишь одна сторона конфликта -- Северный альянс во главе с изгнанным талибами из Кабула президентом Раббани. Из-за глубоких противоречий по афганскому вопросу не смогла на днях в Нью-Йорке достичь компромисса даже гораздо меньшая группа государств -- ооновская «6+2», объединяющая соседей Афганистана, а также Россию и США. А как будут решаться в рамках СВМДА проблемы ядерной безопасности в Азии? Если Индия проявляет активность в СВМДА, то не потому ли, что надеется: там ей легче легализовать свой ядерный статус, как это пытается делать Пакистан в рамках Организации Исламской конференции?
Если же вообще говорить о том, насколько участники СВМДА готовы к «мерам доверия», то «убедительное» свидетельство тому -- вето Таджикистана, наложенное недавно на заявку Пакистана о вступлении в «Шанхайский форум», между прочим, объявивший себя открытым для присоединения. «Шанхайский форум» (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан в качестве наблюдателя) -- одна из немногих реальных структур, демонстрирующих способность решать конкретные проблемы безопасности в Азии. Что мешает Казахстану, одному из родоначальников «форума», способствовать этому в его рамках? Только то, что там доминируют Москва и Пекин, в то время как Алма-Ате очень хочется тоже быть столицей какой-нибудь серьезной структуры. «Формула успеха процесса СВМДА, -- говорил г-н Назарбаев, -- заключается в постулате -- движение вперед от простого к сложному». Видимо, все простые проблемы у себя в стране казахстанский лидер уже решил. Указ, гарантирующий ему власть в случае ухода с поста президента, принят, парламент управляем, оппозиция прикормлена либо уничтожена, пресса в надежных руках собственной семьи, «рубильник» от Интернета под контролем, вещание на русском языке окоротили. А если еще летом войны с боевиками не будет, так и вообще счастливее казахстанцев во всей Азии не сыщешь. Какие еще проблемы остались? С ближайшими соседями границы не поделены и с долгами каждый год проблемы? Но к лицу ли заниматься такой мелочовкой лидерам, способным ставить перед миром задачи глобальной безопасности.
В Москве, похоже, снисходительно относятся к инициативе алма-атинского союзника. Пользы мало, но ведь и вреда никакого... Когда две недели назад министр иностранных дел Казахстана г-н Идрисов привез в Москву личное приглашение Владимиру Путину от своего президента участвовать в СВМДА, то личной аудиенции с российским президентом, как в таких случаях принято, посланец г-на Назарбаева не удостоился. Послание принял секретарь российского Совбеза Сергей Иванов. Собеседники говорили о хороших перспективах двустороннего сотрудничества, и принял ли Путин приглашение, осталось неясным.
Однажды президент Казахстана, выступая перед западными бизнесменами, заметил, что казахам присуща примечательная черта характера -- все они мечтают стать каким-нибудь начальником. Поэтому, мол, все, кто работает в его стране, должны с этим считаться. Видимо, участникам СВМДА тоже придется учесть эту рекомендацию и предоставить-таки Алма-Ате престижную синекуру -- «порулить» в Азии.
Аркадий ДУБНОВ