|
|
N°29, 19 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жестокая борьба за память
Йошку Фишера уличили во лжи
Сегодня прокуратура города Франкфурта-на-Майне выступит с официальным заявлением о новых подозрениях против министра иностранных дел Германии Йошки Фишера. На сей раз, как намекнули следственные органы, он подозревается в даче ложных показаний, когда ему в январе пришлось выступать в качестве свидетеля на процессе против экс-террориста Ханса-Йоахима Кляйна. Как теперь считают в прокуратуре, Фишер, отвечая на вопросы в суде, сказал неправду о своих контактах с террористкой «Фракции Красной армии» (RAF) Маргит Шиллер. Дословно этот злосчастный для министра диалог с франкфуртским прокурором Ратом звучал следующим образом. Рат: «В общей квартире, в которой вы жили, проживали ли также люди -- хотя бы временно, -- которые принадлежали к RAF?» Фишер: «Не припомню -- я жил не в одной общей квартире, а во многих». Рат: «Меня интересует Маргит Шиллер». Фишер: «Нет, с этой я никогда вместе не жил». Рат: «Не с ней жили вместе?» Фишер: «У меня с ней не было также никакой связи».
Трудно сказать, ознакомились ли Йошка Фишер и его адвокаты накануне суда во Франкфурте с мемуарами самой Маргит Шиллер. Однако, судя по уверенному поведению прокурора на судебном разбирательстве, Рат проштудировал ее автобиографию «Это была жесткая борьба за мою память» с истинно немецкой основательностью. В главе о бурных событиях 1973 года Шиллер пишет следующее: «После того как в Гамбурге я познакомилась с «Пролетарским фронтом», мне захотелось поближе узнать группу «Революционная борьба» во Франкфурте. Когда я туда приехала, меня пригласил Даниэль Кон-Бендит пожить у него на квартире. Я приняла его предложение и осталась там на пару дней. Он жил вместе с Йошкой Фишером и другими в квартире одного старого дома. С ними я завтракала, а поздно вечером мы все вместе шатались по пивным».
Именно этот крошечный абзац в толстой книге воспоминаний активистки RAF натолкнул следователей на мысль, что у «господина Фишера» (еще на суде было официально подчеркнуто, что у органов правосудия «к министру иностранных дел» претензий нет) не все в порядке -- либо с памятью, либо с совестью. Это и предстоит им выяснить в ходе следственного процесса, который был открыт в прошлую пятницу. Сообщение об этом сначала поступило к президенту бундестага Вольфгангу Тирзе, а затем и к самому подозреваемому -- Фишеру. Прокуратура согласно местной практике предоставила обоим два дня на размышления о дальнейших действиях. По их истечении, если, скажем, Фишер не явится с повинной или Тирзе -- что еще менее вероятно -- лишит министра депутатского иммунитета, прокуратура имеет право довести до общественности по уголовному делу 6100 Js 203068/01, которое заведено против министра иностранных дел, все, что сочтет необходимым в интересах следствия.
Тактика самозащиты Йошки Фишера в данном процессе настолько же оригинальна, как и он сам. В прошлую пятницу, как только стало известно о новом «наезде» следователей на министра, его пресс-секретарь Андреас Михаэлис неожиданно заявил: «Мы приветствуем этот следственный процесс. Очевидно, что только таким путем могут быть выяснены события и претензии вокруг Фишера». Хотя из сказанного было невозможно до конца уяснить, подставил ли тем самым пресс-секретарь плечо помощи своему шефу или, наоборот, пока насколько возможно дистанцировался от него. Сам же Фишер из всего пока делает один главный вывод: все факты его биографии, связанные с бурной революционной молодостью, «либо фальсифицированы, либо сокращены, либо изображены в искаженном виде» с целью нанесения ему политического ущерба.
Несмотря на сгустившиеся над германским министром иностранных дел тучи, внешне он сохраняет абсолютное спокойствие. Его сотрудники отмечают, что в душе он глубоко переживает. Но мысли об уходе в отставку -- о чем уже мало-помалу начинает намекать оппозиция -- у него не возникает. «Я не рассчитываю на отставку министра», -- заявил в пятницу Михаэлис. Однако, очевидно, предвкушая этот возможный шаг Фишера, оппозиция уже теперь не скупится на жесткие выпады в его адрес. Христианско-демократический премьер-министр земли Гессен Роланд Кох, где расположен Франкфурт, выразил уверенность в том, что Фишер в ходе расследования будет лишен депутатского иммунитета. «Кто дает некорректные показания, должен знать, что в связи с этим могут возникнуть проблемы», -- сказал Кох. Еще откровеннее выступил генеральный секретарь ХДС Лауренц Майер, который заявил, что попавший под подозрения министр действует по принципу выдавливания из себя правды по капле: «До тех пор пока Фишер крутится и вертится, как угорь, прокуратура, очевидно, -- самая подходящая инстанция для того, чтобы позаботиться о расследовании истины».
Юрий ШПАКОВ, Берлин