|
|
N°29, 19 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Георгий Краснянский: «Шахты нужно приватизировать быстро и эффективно»
Одна из причин ощущаемого сейчас в России острого дефицита энергоресурсов -- сложившийся с середины 90-х годов дисбаланс между потреблением газа, нефти и угля. Сегодня добыча газа падает, а роль угля в энергетике резко возрастает, сказал в интервью газете «Время новостей» Георгий Краснянский, председатель совета директоров компании "Росуглесбыт", одной из крупнейших в стране коммерческих организаций угольной промышленности. По его данным, России к 2015 году потребуется дополнительно 1,5 млрд т энергетических углей в пересчете на условное топливо. Он полагает, что завершение приватизации угольных предприятий, реструктуризация их задолженности, разумная тарифная политика могут обеспечить выход из топливного кризиса.
По данным Георгия Краснянского, сегодня удельный вес газа в структуре электроэнергетики составляет около 60%. Вместе с тем в последнее время отмечается тенденция к снижению его добычи. Сокращаются и производственные мощности по добыче нефти. Разведанные запасы этих видов топлива истощаются, а на разведку новых нет средств. Увеличение добычи и использования угля в энергетике позволит стране не допустить сползания в энергетический кризис, первые признаки которого особо остро проявились нынешней зимой. Если в прошлом году дефицит угля в Приморском крае составил 2 млн т, то, по прогнозам специалистов, в нынешнем он может быть не менее 3 млн.
Процесс замещения газа углем достаточно сложен, хотя доля последнего в топливном балансе страны выросла за 2000 год с 29% до 31%. Производственные мощности угольной отрасли сократились до критического уровня -- 260 млн т. Возможности прироста добычи реально имеют лишь Кузбасский и Канско-Ачинский бассейны. Угольная отрасль находится в тяжелом финансовом положении. Кредиторская задолженность в 3 раза превышает дебиторскую. Причем основная доля кредиторки приходится на платежи в бюджеты всех уровней. 8 млрд руб. должны сегодня за уголь потребители. Заемные средства превышают собственный капитал в 2,8 раза. Фактически сегодня можно начать процедуру банкротства любого угольного предприятия. В этих условиях невозможно получить значительные банковские кредиты и привлечь инвестиции. В угольной отрасли нет резерва прироста мощностей. Многие предприятия загружены до 120%. Стоит проблема состояния горной техники -- из 1500 работающих в угледобыче экскаваторов тысяча давно исчерпала ресурс.
Г-н Краснянский считает, что выход из создавшейся ситуации могут дать быстрая приватизация угольных разрезов и шахт (в частной собственности находится пока 50% угольных компаний, и предстоит принять решения о судьбе еще 95 шахт), а также реструктуризация их долгов перед бюджетами всех уровней. С приходом нового собственника очищенные от долгов компании смогут открыть свои финансовые потоки и в полном объеме выплачивать налоги. По утверждению председателя совета директоров "Росуглесбыта", эта идея получила поддержку в МНС. Растущий интерес к угольной промышленности со стороны потенциальных инвесторов очевиден. Например, на торгах акциями Читинской угольной компании, в которых участвовало девять фирм, 15-процентный пакет, выставленный первоначально за 3 млн долл., был продан в 4 раза дороже.
Наведение порядка в экономике угольных компаний повысит их привлекательность для инвесторов, привлечет банковский капитал, иностранные инвестиции. Государству же следует следить за состоянием законодательной базы, заняться горным аудитом, оценивать эффективность использования природных ресурсов, контролировать экологию, социальные вопросы.
Алексей ЗЕМЦОВ