|
|
N°29, 19 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кому хочу - тому даю
Удивительные решения берлинского жюри
Чтобы не нервничать и жить дольше, критикам рекомендуется придерживаться принципа, вынесенного в заголовок статьи. Но иногда не получается. Как, например, вчера, когда были объявлены результаты Берлинского кинофестиваля. Из сильной и разнообразной конкурсной программы были выбраны если не худшие, то уж во всяком случае самые безвдохновенные, самые антизрительские картины. Умом понимаешь, что «Интимность» Патриса Шеро («Золотой медведь», приз актрисе Керри Фокс за лучшее исполнение женской роли, приз «Голубой ангел» за лучший европейский фильм) -- фильм смелый и интересный с точки зрения социологии, но сердцем -- увольте. Современная версия «Последнего танго в Париже» рассказывает о любовном треугольнике немолодых и не очень привлекательных людей -- с подробным натурализмом, элементами реального секса и длинными диалогами, несусветную глупость которых можно объяснить лишь одним: режиссер-француз снимал англоязычную картину, не слишком хорошо освоив язык Шекспира. Конечно, нужно определенное мужество, чтобы показать желанным немолодое, дряблое тело с прыщами и целлюлитом. Но при этом не обязательно делать сам фильм дряблым и беспомощным.
Гран-при жюри и «Серебряный медведь» достались «Пекинскому велосипеду» молодого независимого постановщика Вана Сяо-Шуая, пострадавшего в свое время от цензуры и до сих пор сохранившего диссидентский ореол. Картина вполне милая и симпатичная (история юного курьера, у которого крадут казенный велосипед), но следить два часа за поисками велосипеда, как бы это помягче выразиться, немного скучновато.
А теперь призы, не вызывающие сомнений: «Серебряный медведь» очередной датской «Догме» -- «Итальянскому для начинающих» Лоны Шерфиг, «Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль Бенисио Дель Торо («Наркоторговля»), приз за лучший дебют аргентинскому «Болоту», «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру тайваньцу Лину Чен-Шенгу («Красавица, продающая бетель»), «Серебряный медведь» за операторскую работу испанцу Раулю Пересу Куберо («История минувших дней»).
Почему два основных приза фестиваля достались не самым достойным картинам? Очень просто: еще до начала фестиваля фигуру председателя жюри, жизнерадостного американца по имени Билл Механик, недавно уволенного с поста главы студии XX Century Fox, называли анекдотической. Уже во время фестиваля неудачливый чиновник от кино радостно рассказывал журналистам, как это приятно -- оценивать фильмы не с точки зрения коммерческого потенциала, а «просто смотреть, хорошее кино или плохое». Судя по тому, что свой пост удержать ему не удалось, первое получалось у него не очень хорошо. Теперь ясно, что за второе лучше вообще было не браться.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Берлин