|
|
N°28, 16 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сосед по большой Европе
Россия к западу от Литвы
Вчера высокопоставленные европейские визитеры -- министр иностранных дел Швеции Анна Линд и комиссар ЕС по иностранным делам Крис Паттен нанесли молниеносный визит в Калининградскую область. «Большую» Европу анклав заинтересовал только теперь, однако его непосредственного соседа и кандидата на вступление в ЕС Литву судьба Калининграда волнует давно. Если в советские времена жители области ездили за продуктами в литовскую Ниду, то теперь литовцы ездят в анклав -- у них там бизнес. Надежды на преимущества Особой экономической зоны заманили сюда с десяток литовских предприятий, которые пооткрывали филиалы. Находившиеся последние 4 года у власти в Литве консерваторы считали, что «путь в Россию лежит на Западе». Смысл формулы простой: создавать совместные с калининградцами предприятия и поставлять их продукцию в Россию, избавляя, таким образом, товар от пошлин.
Однако финансовый кризис 1998 года и нерешительность России в создании "Балтийского Гонконга" подорвали эти планы. Резкое падение покупательной способности в области делает продукцию литовского производства дорогой даже в "калининградском" исполнении. Например, совместное российско-литовское СП "Калининградские деликатесы", производящее колбасы и мясные консервы, из-за трудностей сбыта в начале года вынуждено было на 40% сократить производство и уволить 40 рабочих.
Что касается "политической составляющей", то литовцы хотели бы видеть область если не отдельной от России, то хотя бы демилитаризованной при строгом соблюдении принципа неприкосновенности послевоенных границ. Поэтому всякие геополитические рассуждения носят сугубо частный характер и не получают поддержки сверху. Хотя по мере приближения Литвы к вступлению в ЕС возникает немало вопросов.
Этим проблемам посвящено исследование, проведенное институтом международных отношений и политики при Вильнюсском университете. По мнению директора института Раймондаса Лопаты, неизбежность введения визового режима не подлежит сомнению. И нужно подумать, как максимально его смягчить. Чтобы облегчить получение виз, литовское консульство в Калининградской области лучше всего расположить на границе.
Решение этой проблемы тесно связано со вторым вопросом -- транзитным товарным режимом. В практическом плане речь идет о железнодорожных тарифах и скорости прохождения границы. По мнению авторов исследования, вступление Литвы в ЕС не только не будет иметь в этом смысле отрицательных последствий, а скорее скажется благоприятно. Это связано с реформой транзитного режима, которая уже начата в ЕС и предусматривает введение в действие автоматизированного контроля за прохождением грузов. Система резко ускорит таможенные процедуры, однако как скоро она начнет действовать, зависит и от того, найдет ли Россия средства для участия в этом проекте.
Тарифы -- вопрос двусторонней договоренности. Сегодня он обострился прежде всего из-за бездействия литовского таможенного комитета, который никак не реагирует на предложения российской стороны и избегает деловых переговоров. В результате в ответ на дискриминацию калининградского направления МПС с 1 октября 2000 года повысило на 28% тариф на клайпедском направлении.
Еще один вопрос, к которому обратились литовские исследователи, -- это перспективы торговых отношений с российским анклавом. В обороте Литвы они занимают около 1% и имеют для нее гораздо меньшее значение, чем для Калининграда, в котором литовское присутствие колеблется между вторым и третьим местом (конкуренты -- Польша и Германия). Причем экспорт из Литвы примерно в 3,5 раза превышает импорт. После вступления страны в ЕС Вильнюсу, возможно, придется несколько повысить таможенные пошлины и требования по качеству товаров.
Авторы исследования деликатно обошли вопросы военного транзита, но, по мнению г-на Лопаты, претензии со стороны ЕС могут касаться мер повышенной охранной и экологической безопасности. Впрочем, литовская сторона уже по многим позициям довела их до натовских стандартов.
Жанна ДОБРОВОЛЬСКАЯ, Вильнюс