|
|
N°28, 16 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неслыханная пестрота
Предварительные итоги конкурсной программы Берлинского кинофестиваля
В воскресенье жюри под председательством бывшего главы студии XX Century Fox Билла Механика объявит победителей 51-го Берлинского кинофестиваля. 25 полнометражных картин претендуют на призы. И хотя фразы о невероятном разнообразии берлинской конкурсной программы повторяются уже много лет подряд, перед своим уходом Мориц де Хадельн, двадцать два года занимавший пост директора Берлинале, ухитрился превзойти самого себя. Конкурс этого года вместил в себя и голливудские блокбастеры, и фильмы режиссеров европейского авторского кино -- в том числе последнюю датскую «Догму», и множество азиатских картин, от японской экранизации «Пены дней» Бориса Виана до южнокорейской военной драмы, действие которой происходит на границе между Севером и Югом.
«Панамский портной» Джона Бурмана с Пирсом Броснаном и Джеффри Рашем (пародия на культ Джеймса Бонда, выдержанная в духе «Плутовства» Барри Левинсона), «13 дней» Роджера Дональдсона с Кевином Костнером (подробная, почти документальная хроника карибского кризиса 1962 года), «Шоколад» Лэсса Хэллстрома, выдвинутый на «Оскара» за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль (героиню фильма, открывшую кафе-шоколадницу в провинциальном французском городке, сыграла Жюльетт Бинош), «Одураченные» Спайка Ли (сатира на американское телевидение, эксплуатирующее «черную» тему), «Ум» Майка Николса (драма о смертельно больной преподавательнице литературы, которую сыграла Эмма Томпсон), «Наркоторговля» Стивена Содерберга (один из главных претендентов на «Оскара» в номинациях «лучшая режиссура» и «лучший фильм»), «В поисках Форрестера» Гаса Ван Сэнта с Шоном Коннери -- таков внушительный список голливудской продукции, представленной в конкурсе. Американскую экспансию в Берлине можно объяснить удачно выбранным временем проведения фестиваля: предоскаровская гонка идеально подходит для европейских премьер номинантов, и потому Берлину гораздо легче получить голливудские фильмы, чем Каннам или Венеции. Но есть и другая причина. Берлин куда более толерантен и демократичен, чем его соперники. В Германии вообще куда реже говорят о зловредном духе коммерции и необходимости борьбы с Голливудом.
Из американских картин наибольшие шансы на призы, пожалуй, у «Шоколада» Хэллстрома -- симпатичной, хотя, может быть, и излишне сладкой сказки о том, как появление эмансипированной героини Жюльетт Бинош переворачивает с ног на голову жизнь буржуазного городка. Особенно сильны актерские работы второго плана -- Кэри-Энн Мосс и Джуди Денч.
Хорошо встретили и «Одураченных» -- первую картину Спайка Ли, снятую на цифровое видео. Это один из немногих случаев, когда цифровое изображение не раздражает, -- оно идеально подошло художественной публицистике чернокожего режиссера. Поражает финальный клип, составленный из кино- и телефрагментов, в которых афроамериканцы строят рожи и выкатывают глаза на потеху публике. Ли находит расизм повсюду -- от «Рождения нации» Гриффита до современных «цветных» телешоу. И с ним сложно спорить. Здесь не проходит аргумент: «Но ведь и белые комики тоже кривляются! Никто же не считает это издевательством над белым человеком». В том-то и дело, что белые кривляются по-разному, а черные -- одинаково, имитируя бессмысленные движения сошедшего с ума механизма. Уже на титрах перед нами проходит великолепная галерея кичевых игрушек: заводные негры, танцующие чечетку, разевающие рты в ослепительной улыбке, глотающие монетки.
Из европейских картин наибольший успех у критики и публики имела пятая датская «Догма» -- «Уроки итальянского» Лоны Шерфиг. Фильм принадлежит ко второму поколению догматических картин: в «Уроках» нет драматизма «Идиотов» и «Торжества». Зато злоключения обывателей, непонятно с какой целью изучающих итальянский язык в предместье Копенгагена, оказались великолепным комическим материалом, а эстетика «Догмы» неожиданно пригодилась для создания фильма, ориентированного на зрительский успех.
Но, пожалуй, самое сильное впечатление произвели азиатские конкурсные картины. «Хлоя» Го Рию -- очень красивая, тактичная экранизация культовой повести Виана. Режиссер намеренно отказался от сюрреалистической фактуры «Пены дней», оставив только распускающийся в груди у героини смертельный цветок да комнату, которая по ходу действия становится все меньше и мрачнее. В результате получилась история любви, трогательная и привлекательная в своей обезоруживающей простоте. Вместо спецэффектов -- продуманная работа со светом, рисунок которого призван выразить переход от любовной эйфории начала к депрессивному трагическому финалу.
Настоящей сенсацией Берлинале стала южнокорейская драма «Зона безопасности» -- об узкой полоске земли между Северной и Южной Кореей, контролируемой нейтральными вооруженными силами. История о двух часовых с Юга, подружившихся с северными коллегами, весьма актуальна для немцев, также переживших опыт разделенной нации. Но дело не только в политическом значении фильма. В начале наивная и неумелая, «Зона безопасности» к середине набирает дыхание. Детективное расследование уступает место трогательной комедии в духе Такеши Китано, а финал представляет собой трагедию такой простоты и силы, которые Европе, наверное, уже недоступны.
Завтра в конкурсе будут показаны «В поисках Форрестера» Гаса Ван Сэнта и «Любимый дом» Филиппоса Цитоса, представляющий в конкурсе Германию. Они также скорее всего будут реально претендовать на призы Берлинале. Российских картин, как известно, в конкурсе нет. На вопрос российских критиков, почему так получилось, отборщик фестиваля Ганс Иоахим Шлегель ответил другим вопросом: «Знаете ли вы хоть одну русскую картину, которая должна была бы сейчас быть здесь, в Берлине?» Критики смущенно промолчали.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Берлин