|
|
N°28, 16 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мы за ценой не постоим
Дешевые танки для Индии
Россия поставит министерству обороны Индии танки Т-90С производства нижнетагильского «Уралвагонзавода» (УВЗ). Многомиллионный контракт подписан в ходе начавшегося вчера визита вице-премьера правительства России Ильи Клебанова в Индию. Сделка очень важна для российской оборонки и уральских танкостроителей, и, чтобы она состоялась, россиянам пришлось пойти на большие уступки в цене.
По словам главы Нижнего Тагила Николая Диденко, контракт заметно оживит экономику УВЗ и всего города. Если совсем недавно для танкового завода проблемой номер один были долги по зарплате, то теперь руководство опасается, что в городе может не хватить рабочих рук.
Однако контракт важен не только для уральцев. Он позволит реанимировать всю умирающую бронетанковую отрасль отечественной оборонки и обеспечит работой не только Нижний Тагил. К его выполнению подключаются десятки российских оборонных предприятий, работающих в кооперации с УВЗ. При этом они оказываются даже в более выгодном положении, чем сам УВЗ. Из 320 единиц бронетехники (в это число входят как собственно танки Т-90С, так и разработанные на их базе специальные бронемашины БРЭМ-1 и ИМР-2МА) непосредственно в Нижнем Тагиле будет собрано лишь около трети.
В ходе растянувшихся почти на пять лет переговоров индийцы выговорили-таки для себя условие развернуть лицензионное производство танков на собственном машиностроительном предприятии в городе Авади. Тем не менее силовая установка для всех машин этой серии (Челябинский тракторный завод специально разработал под индийский контракт и поставил на поток новые двигатели мощностью в 1000 л.с.), их системы вооружения и защиты, а также электронная «начинка» будут поступать в Авади из России.
За последние несколько лет с конвейера УВЗ сходили лишь единичные танки -- у российской армии хронически не хватало денег на заказ новых машин. А ведь УВЗ фигурирует в Книге рекордов Гиннесса как самое крупное в мире предприятие ВПК. В советские времена выпуск танков достигал здесь 1,5 тыс. в год.
Стороны категорически отказываются комментировать конечную стоимость контракта и схему, по которой будет производиться оплата. Это и понятно, ведь «цена вопроса» как раз и тормозила закупку индийцами Т-90С (переговоры между Москвой и Дели по этому поводу были начаты еще в 1996-м, сразу же после того как этот танк был занесен в «президентский список», позволяющий экспорт конкретных типов оружия). Россия в конечном итоге была вынуждена уступить.
Первоначально речь шла об общей сумме 1 млрд долл. и сборке всех без исключения танков на отечественных предприятиях. Однако о компромиссах, на которые в итоге согласились стороны, можно только догадываться. По сведениям наших источников, одновременно с подписанием контракта российский вице-премьер Илья Клебанов и индийский министр обороны Джордж Фернандес заключили соглашение о том, что информация об этом останется строго конфиденциальной. В секретности в данном случае в равной степени заинтересованы и Москва, и Дели.
Появившийся сразу же после подписания контракта разнобой в оценках его стоимости вполне понятен. В Дели будут всячески занижать его сумму: анонимные «индийские источники» уже сообщили о том, что стоимость контракта составляет около 600 млн долл. Дело в том, что индийские военные опасаются обвинений в «пренебрежении государственными интересами» со стороны чрезвычайно мощного национального промышленного лобби. Ведь «генералы» индийского ВПК настаивали на том, чтобы выделенные на перевооружение армии средства были использованы на завершение программы модернизации танка Т-72 (его серийный выпуск налажен в Авади еще в советские времена) и на «доводку» собственной разработки -- танка «Арджун». Москва же, наоборот, явно преувеличивает свои финансовые успехи, говоря о «примерно 750 млн долл.». Что тоже вполне объяснимо: Т-90С фигурирует сейчас на переговорах с целым рядом стран (например, в ближайшее время решение о его закупке может принять Малайзия), и российская сторона совершенно не заинтересована признаваться в том, что индийцам все же удалось сбить цену.
Юрий ГОЛОТЮК, Виктор БЕЛИМОВ, Екатеринбург