|
|
N°28, 16 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аукцион в мартобре
«Рыбные» чиновники забыли, сколько дней в феврале
Первый аукцион по продаже квот на вылов водных биоресурсов, который состоится завтра на Европейско-Азиатской бирже, должен поставить точку если не во всем скандале, разгоревшемся вокруг квот, то хотя бы в первом его этапе. Против аукционов выступали губернаторы «рыбных» регионов, в чьем ведении раньше находилось распределение квот. Биржевики возмущались тем, что право проведения первого аукциона было без конкурса предоставлено Европейско-Азиатской бирже. Работники рыболовецких компаний подозревали, что все квоты достанутся западным и крупным российским компаниям, мелкие же фирмы окажутся не у дел.
На первые торги будут выставлены квоты на вылов 100 тыс. тонн охотоморского минтая и 2 тыс. тонн сельди. Как уже сообщала наша газета, на аукцион подано более 90 заявок.
Всего в 2001 году запланировано провести около 15 аукционов, три из них намечены на 15, 16 и 20 марта. Однако на состоявшемся в среду заседании рабочей группы по проведению аукционов было решено продавать все мартовские квоты 20--22 марта на Центральной российской универсальной бирже в Москве. Как объяснил газете «Время новостей» замначальника управления экономики и финансов Госкомрыболовства Александр Силкин, перенос аукционов «связан с чисто организационными вопросами: объявление о проведении аукциона должно быть опубликовано в прессе не позднее чем за 30 дней». По нашей информации, до последнего момента решался вопрос о выборе биржи, и при подготовке документов просто забыли, что в феврале 28 дней. По информации г-на Силкина, в марте будут проданы квоты на вылов нескольких разновидностей крабов (20 марта), дальневосточных ресурсов -- креветки северной, морского гребешка, трески дальневосточной, палтуса, камбалы, терпуга (21 марта) и ресурсов Северного бассейна -- трески, пикши, морского гребешка (22 марта). До конца первого квартала должен быть подготовлен план аукционов на весь год.
Ресурсы для аукционов уже выделены, но в каждом районе промысла существуют определенные сроки начала и завершения рыбалки.
По словам Александра Силкина, назначенные стартовые цены на отдельные виды ресурсов довольно высоки. До начала аукциона они не разглашаются, однако ранее представители Минэкономразвития и Госкомрыболовства заявляли, что рассчитывают выручить от первого аукциона не менее 15 млн долл. Г-н Силкин рассказал, что при определении стартовых цен «исходили из принципа: плата за право добычи рыбных ресурсов не должна превышать 30%. Стартовая же цена составляет примерно 10--15% от рыночной». Все деньги, вырученные на аукционе, поступят в федеральный бюджет как плата за пользование биологическими ресурсами.
Одной из причин забастовки в Приморье было опасение рыбаков, что все квоты будут куплены крупными иностранными компаниями. Однако для этих компаний, не имеющих судов с российским флагом, единственная возможность участвовать в аукционе -- это использовать подставные фирмы. Ведь субботний аукцион будет закрытым. Участвовать в нем будут только российские рыбаки. Мартовские аукционы, по информации Александра Силкина, вероятнее всего тоже пройдут в закрытом режиме.
«Вопрос о проведении открытых аукционов, -- говорит он, -- может возникнуть только в случае невостребованности ресурсов на закрытых аукционах. Возможно, это произойдет с сайрой, песчанкой, кальмаром». На эти виды рыбы выделены довольно большие квоты, и специального флота для их ловли у большинства российских компаний явно не хватит.
Анфиса ВОРОНИНА