|
|
N°28, 16 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Экспортеры за равноправие
Право таможенных органов штрафовать экспортеров за нарушение таможенных правил скоро может быть ограничено. Конституционный суд приступил к проверке Таможенного кодекса, ряд положений которого допускает привлечение к ответственности компаний, невиновных в допущенных нарушениях.
В КС обратились девять предприятий, в той или иной степени ставших жертвами таможенников. Например, ОАО «Автоваз» было оштрафовано за невыполнение требования об обязательном зачислении валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченные банки России. Доводы представителей «Автоваза» о том, что все необходимые меры для выполнения таможенных правил были приняты, на суд не подействовали: согласно статье 231 ТК действия, направленные на устранение правонарушения, не являются основанием для отмены штрафа. Все, что смог сделать для «Автоваза» суд, -- это квалифицировать отсутствие вины предприятия как смягчающее обстоятельство и снизить штраф.
Похожая история произошла с ТОО «Эсконт», которое специализируется на переработке отходов металлургического производства и продаже металла за границу. При очередной сделке «Эсконт» предоставил таможенникам сертификат экспертной организации, подтверждающий отсутствие в сплаве драгоценных металлов. Золото в товаре нашел зарубежный покупатель. Тут-то экспортер и допустил ошибку, известив о произошедшей накладке таможню. Несмотря на то, что нарушение таможенных правил случилось по вине экспертов, штраф, в 26 раз превышающий стоимость вывезенного товара, был возложен на «Эсконт».
В отношении частных лиц подобные драконовские меры не действуют. Из всего этого заявители сделали вывод, что, во-первых, нарушается конституционный принцип презумпции невиновности, во-вторых, принцип равенства всех перед законом и судом и, наконец, принцип равной защиты всех форм собственности -- частной, муниципальной, государственной, а также смешанных форм, характерных для предприятий.
Позиция конституционных судей станет известна через несколько недель. Точка зрения же ответчика по делу -- Федерального собрания, принявшего в 1993 году Таможенный кодекс, противоречива. Представитель Госдумы полностью на стороне таможенников, утверждающих, что смягчение норм об ответственности приведет к злоупотреблениям. Его коллега из Совета Федерации, напротив, высказался за необходимость скорейшего принятия нового Таможенного кодекса.
Светлана МИХАЙЛОВА