|
|
N°28, 16 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спасибо, Дональд!
Американская администрация подарила нам врага
Новая республиканская власть в США оправдывает ожидания российского военно-промышленного комплекса. В среду министр обороны Дональд Рамсфельд обрушился в интервью телеканалу PBS с беспрецедентно резкой критикой на Россию: "Давайте будем честными. Россия очень активно распространяет технологии двойного назначения. Продает таким странам, как Иран, Северная Корея и Индия, технологии, которые пугают остальных, включая США, Западную Европу и страны Ближнего Востока. Русские сначала распространяют эти технологии, а потом жалуются, что США хотят защитить себя от плодов этих самых действий. Мне это кажется неуместным".
Высказывание Рамсфельда, естественно, вызвало резкую отповедь российских военных. "Все обвинения в нарушении Россией режима нераспространения безосновательны, -- заявил ИТАР-ТАСС первый заместитель начальника Генштаба Валерий Манилов. -- Россия строго соблюдает международные договоренности по нераспространению ядерных и ракетных технологий и готова это доказать". "В сказки о ракетных угрозах, о которых говорит Рамсфельд, не верят даже американские союзники", -- заявил начальник главного управления международного военного сотрудничества Минобороны генерал Леонид Ивашов.
Устами Ивашова глаголет истина: главным адресатом пламенной речи министра Рамсфельда стали, безусловно, именно союзники Вашингтона по НАТО. Шеф Пентагона буквально на днях вернулся с расширенного совещания военных специалистов США и Западной Европы по вопросам безопасности в Мюнхене, где неожиданно для себя убедился, что слухи об обеспокоенности Европы американским планом ПРО вовсе не преувеличены. "Нужно признать, что усилия, предпринимаемые Россией в последние годы по сколачиванию на Западе оппозиции идее американской ПРО, увенчались некоторым успехом, -- говорит эксперт ПИР-Центра по проблемам ядерного нераспространения Иван Сафранчук. -- А Америка не заинтересована, чтобы к ее диалогу с Россией по этой проблематике подключалась еще и третья сторона. Теперь они будут стараться всеми силами дискредитировать Россию в глазах Европы, доказать, что аргументы Москвы не заслуживают никакого внимания".
В этом смысле слова Рамсфельда очень своевременны: обвинить Россию в нарушении режима нераспространения сегодня проще, чем когда-либо. Претензии Америки к сотрудничеству России с Ираном (в основном из-за контракта по строительству АЭС в Бушере), хоть и не доказанные фактами, тем не менее витают в воздухе постоянно. В апреле в Москву собирается вождь КНДР Ким Чен Ир -- западная пресса наверняка будет склонять на все лады итоги его встречи с Путиным. Неслучайно и то, что третьей страной в "списке Рамсфельда" стала Индия, -- в конце прошлого года здесь был Владимир Путин, в рамках поездки было заключено несколько крупных контрактов, в том числе и в ядерной сфере.
Мало сомнений в том, что США продолжат перетягивать европейских союзников на свою сторону. России в этой ситуации главное, полагают эксперты, продолжать стоять на своем: "Если США так хотят строить ПРО, пусть выходят из договора в одностороннем порядке, -- считает Иван Сафранчук. -- В этом будет свой плюс: мы наконец-то выйдем из ядерного соревнования с США, которое все равно проигрываем. Сможем отказаться от невыгодных двусторонних инициатив и сделать нашу ядерную группировку более эффективной и дешевой в обслуживании. И спокойно смотреть, как начнется ядерная гонка между США и Китаем".
Вряд ли на это будет смотреть спокойно российская оборонка -- скорее, с радостью. Чем более резки высказывания чиновников американской администрации, тем больше у отечественных производителей "изделий" аргументов в пользу увеличения затрат на ядерное оружие. Республиканцы в Вашингтоне и отечественные "державники", по сути, играют на одну руку -- чем более опасной для г-на Рамсфельда окажется Россия, тем больше средств получит ее ВПК, и тем более прав он окажется в итоге. И так далее. Пока опять не кончатся деньги. Или не взлетят ракеты.
Евгений АНТОНОВ