|
|
N°27, 15 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Патрис Леконт: «Я не могу снять фильм, действие которого происходит в банке»
В конкурсной программе 51-го Берлинского кинофестиваля как никогда много фильмов о любви. Это японская «Хлоя», вольная экранизация «Пены дней» Бориса Виана, приторно-сладкий, обреченный на любовь публики «Шоколад» с Джонни Деппом и Жюльетт Бинош и новый фильм Патриса Леконта «Феликс и Лола» с Шарлоттой Гензбур и Филиппом Торрентоном. Фильмы Леконта, пожалуй, являются одним из наиболее аутентичных киновоплощений пресловутого французского духа -- легкого, сверкающего, свободного в своих лучших проявлениях, мелкого и себялюбивого в худшие времена. И хотя для французского кино времена сейчас явно не лучшие, Леконт ухитряется снимать фильмы, выдержанные в традициях Виго, Ренуара, Ромера. В Берлине «Феликс и Лола» вполне может претендовать на один из актерских призов. Патрис ЛЕКОНТ, приехавший в Берлин на премьеру своей новой картины, дал интервью корреспонденту нашей газеты Алексею МЕДВЕДЕВУ.
-- В прошлом году в конкурсе Московского фестиваля был представлен ваш фильм «Вдова с острова Сен-Пьер» -- многобюджетный сложнопостановочный проект с мировыми звездами. В Берлин вы привезли «Феликса и Лолу» -- малобюджетную камерную историю любви в духе «Девушки на мосту». Так кто же вы -- амбициозный постановщик блокбастеров или авторский режиссер скромных, но очень личных фильмов?
-- Разумеется, и тот и другой.
-- Откуда эта страсть к перемене участи?
-- Мне нравится заниматься то одним, то другим -- это забавляет меня. Я люблю фильмы и большие, и маленькие. Если бы я занимался только такими крупными проектами, как «Вдова с острова Сен-Пьер» или «Насмешка» -- хотя я горжусь этими фильмами! -- я очень скоро превратился бы в матерого режиссера с большим пузом и толстой сигарой. А именно этого я боюсь больше всего на свете. Я хочу быть свободным -- всегда. В том числе это значит для меня снимать камерные, дешевые фильмы. «Феликс и Лола», например, практически ничего не стоил.
-- Ничего -- это сколько?
-- Я хочу сказать, что средств было по минимуму, в обрез хватило на производство. Бюджет составил восемнадцать миллионов франков. «Вдова с острова Сен-Пьер», для сравнения, стоила сто миллионов.
-- В ваших фильмах вы стремитесь удалиться как можно дальше от повседневной реальности. Вы словно приподнимаете вещи над обыденностью, делаете их более яркими, выпуклыми.
-- Честно говоря, когда я снимаю фильмы, я только об этом и думаю. Я хочу, чтобы кино приподнимало зрителя над жизнью, хоть чуть-чуть. Бывают фильмы, режиссеры которых словно топят зрителя под водой, да еще и голову ему пригибают, чтобы, не дай бог, не всплыл. Мне же кажется, что в кино, когда гасят свет и экран оживает, наши души должны устремляться вверх. Однажды Вима Вендерса спросили на фестивале в Канне, для чего он снимает кино. Он ответил: «Я хочу сделать мир лучше». Кажется, что это очень претенциозно -- да за кого он себя принимает?! Но в чем-то он прав. Если показать зрителям более гармоничный мир, это и вправду поможет им возвыситься.
-- Герои «Девушки на мосту» -- метатель ножей и его ассистентка. Феликс, главный герой вашего нового фильма, владеет аттракционом со сталкивающимися автомобильчиками. Откуда у вас такая страсть к той странной атмосфере, что царит на ярмарках, в парках отдыха, мюзик-холлах, цирках?
-- Это отдельный мир, целая вселенная мечты. Я не могу снять фильм, действие которого происходит в банке. Банк оставляет меня равнодушным, не пробуждает во мне никаких мечтаний. Фильм в спортзале для меня тоже немыслим -- какие уж тут мечты! А я могу делать фильмы, только когда мечтаю.
Сходите на праздничную ярмарку -- вы найдете там акробатов, фокусников, силачей, которые забавляют людей уже бог знает сколько лет. Все те же карусели с лошадками, которые то поднимаются, то опускаются, то же колесо обозрения, те же автомобильчики. Это как в парижском бистро -- сколько ни поставишь электронных игр, все равно найдется место для футбольного автомата.
-- Для вас важно, что эта среда находится вне времени?
-- Вне времени и вне обычной жизни. Жизнь течет где-то рядом. Я часто переношу место действия в такую среду. Это может быть ярмарка, мюзик-холл, остров, отрезанный от остального мира, парикмахерский салон. А версальский двор в «Насмешке» -- это вообще настоящая планета Марс.
-- Расскажите о вашем следующем проекте.
-- Съемки начались 12 февраля, а я бросил свою съемочную группу и отправился в Берлин, но обещал скоро вернуться. Действие этого фильма происходит в парижском публичном доме в 1945 году -- как раз в ту эпоху, когда их начали закрывать. Это очень сентиментальная история, сочиненная сценаристом Сержем Фридманом, с которым я уже снял «Девушку на мосту». Главную роль сыграет Летиция Каста, а называться он будет «Улица удовольствия».
Беседовал Алексей МЕДВЕДЕВ