|
|
N°27, 15 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Доллар остается с нами
«Частники» могут спать спокойно
Финансовый апокалипсис отменяется. Сегодня уже ясно, что капитал сломя голову из Штатов не побежит. Это не означает, что доллар не будет ослабевать против других мировых валют. Это означает, что он не будет падать быстро. Особенно пока деньги ОПЕК лежат в американских банках. Как ни странно, этот обездвиженный капитал служит своеобразной страховкой относительной стабильности доллара. Нервничать американские денежные власти начнут только в том случае, если он придет в движение и потечет из Штатов в виде инвестиций в экономики других стран. Тогда можно будет ждать самых резких политических решений, вплоть до замораживания активов под самыми разными предлогами. Но пока американские банки исправно обслуживают клиентов, экспортирующих деньги в США, беспокоиться не о чем.
То, что ФРС не предпринимает никаких пожарных мер, а использует такой «тяжелый» инструмент, как изменение ставки рефинансирования, действие которого станет очевидным не раньше середины весны, это сигнал рынку, что ситуация под контролем. В то же время все эксперты обращают внимание на то, что предлагаемое новым американским президентом снижение налогов -- очень деликатный стимулятор экономики, рассчитанный на длительную перспективу. Из этого многие заключают: правительство прекрасно понимает, что, мягко говоря, неприятная ситуация в экономике США будет «рассасываться» лет пять, не меньше. Но никакого «тотального кризиса» или финансового обвала не будет.
И когда говорят о том, что доллар слабеет, надо понимать, что речь не о десятках процентов, а, возможно, о нескольких процентах. Это неизбежно прочувствуют финансовые институты, оперирующие десятками и сотнями миллионов долларов. Но так называемые «частники» могут спать спокойно.
Тем не менее пока в Штатах остается опасность экономического спада, спрос на доллар будет неизбежно снижаться или, по крайней мере, будет ниже, чем спрос на другие мировые валюты. И это не может не сказаться на странах, чья валюта де-юре или де-факто привязана к американской. В частности на России. Рубль обречен слабеть: вместе с долларом -- по отношению к другим валютам, и, в силу ряда политических причин, -- по отношению к доллару. Хотя с экономической точки зрения он на сегодняшний день (пока мировые цены на нефть и другое сырье остаются достаточно высокими) вполне состоятелен. Однако если умело манипулировать рынком, можно время от времени из политических соображений его слегка «опускать» (как это было на прошлой неделе). Таких ступенчатых ослаблений в течение весны может быть несколько. Но никакого отношения к ситуации на мировых финансовых рынках это не имеет.
Те, кого тревожат судьбы мировых валют, сейчас гадают, как долго удержится тенденция усиления евро против доллара. Ведь если этот тренд продержится хотя бы полгода, финансовая картина мира может сильно измениться. Тем более что макроэкономическая ситуация в ЕС пока лучше, чем в США, ставки рефинансирования сближаются (в Штатах -- 5,5%, в Европе -- 4,75%), а предстоящий в будущем году выпуск в обращение банкнот и монет, номинированных в евро, неизбежно повысит спрос на европейскую валюту. И все-таки наиболее прагматичные аналитики полагают, что тенденция усиления евро против доллара будет коротким. И соотношение сил на финансовых рынках останется прежним.
Комментарий экспертов ИГ «Русские инвесторы».
Рубрику ведет Марина БОРИСОВА