|
|
N°27, 15 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В поисках жертвы
Прокуратура преследует медлительных законодателей
Принятые летом путинские законы, дающие президенту право отрешения губернаторов и роспуска региональных парламентов, действуют всего две недели. Но и за этот срок региональные власти успели в полной мере ощутить на себе всю прелесть существования в условиях укрепленной властной вертикали. Еще немного и полетят первые головы. По крайней мере, прокуратура, которой поручено следить за приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным, настроена по-боевому. Суды захлестнул поток прокурорских исков о признании недействительными региональных конституций, уставов и законов субъектов федерации.
Не далее как на этой неделе заявления о признании недействительными законов Псковской области и Республики Коми подал в суд замгенпрокурора в Северо-Западном округе Владимир Зубрин. Как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» помощник г-на Зубрина Александр Гуцан, недействительными Генпрокуратура пытается признать положения конституции Коми о титульной нации (коми), о гражданстве, местном самоуправлении. В Псковской области недовольство прокуроров вызвал областной устав, а также законы «Об администрации области» и «Об областном собрании депутатов». По словам г-на Гуцана, эти два региона -- самые злостные нарушители федерального законодательства во всем Северо-Западном округе. «Остальные худо-бедно приводят свои законы в соответствие, -- сказал г-н Гуцан. -- Вот Карелия неделю назад приняла новую конституцию, полностью отвечающую требованиям федерального законодательства».
Для Коми известие о «наезде» прокуратуры стало полной неожиданностью. Ни в госсовете республики, ни в администрации ничего о направленном в суд заявлении не слышали. Более того, никаких предупреждений, протестов или писем от г-на Зубрина не получали. Так утверждают в правовом управлении администрации. А пресс-секретарь госсовета Коми Сергей Добровольский заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что конституция республики была недавно переписана, «сессии госсовета на две трети посвящены пересмотру действующих законов, работа идет по согласованному с республиканской прокуратурой плану, на днях было рассмотрено 11 прокурорских протестов».
В Псковской области о деятельности г-на Зубрина осведомлены лучше, но негодования от этого не меньше. Замглавы псковской администрации Дмитрий Шахов считает, что все проблемы у регионов возникают потому, что «прокуратура хочет всего и сразу». «С тем, что несоответствия существуют, мы согласны, -- сказал г-н Шахов корреспонденту газеты «Время новостей». -- Мы не можем избавиться от них одномоментно, поэтому был принят закон области о порядке применения трех оспоренных прокуратурой законов: они не применяются в части, несоответствующей федеральному законодательству, то есть они не нарушают права и свободы граждан». Обратилась в суд прокуратура, по мнению г-на Шахова, и вовсе безосновательно. По его словам, во внесенном в облсобрание депутатов представлении были перепутаны номера оспариваемых статей, поэтому оно и не было удовлетворено.
Ситуация, сложившаяся в Коми и Псковской области, для России становится типичной. Прокурорские протесты лежат в судах и других регионов (например, в Татарии и Башкирии). В отличие от ревизионной работы прокуратуры, чья задача -- выявить плохие законы, работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным занимает намного больше времени. На это, судя по всему, и был сделан расчет: как бы регионы ни выбивались из сил, стараясь угодить федеральному центру, у центральной власти всегда будет способ давления на них.
По закону ответственность за нарушение федерального законодательства несут как губернатор, так и региональные парламентарии. Санкциям предшествует длительная процедура. Неприятности региональных законодателей начинаются с решения соответствующего суда о том, что принятые ими нормативные акты противоречат федеральному законодательству. Если в течение шести месяцев депутаты не исправились, а суд установил, что из-за их халатности были нарушены права и свободы граждан, президент выносит законодательному органу предупреждение. Если в течение последующих трех месяцев незаконный акт остается неисправленным, президент вносит в Госдуму законопроект о роспуске местного парламента -- инициатива должна быть рассмотрена в течение двух месяцев. Практически по той же схеме происходит отрешение от должности губернаторов, но для этого не требуется участия Госдумы.
Светлана МИХАЙЛОВА