|
|
N°27, 15 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дума против ВТО
Дума серьезно повредила позиции России на переговорах о вступлении во Всемирную торговую организацию. Вчера по инициативе Николая Рыжкова депутаты приняли постановление «О вступлении России в ВТО», в котором правительству рекомендовано отложить рассмотрение вопроса. Депутаты призывают правительство «обнародовать комплекс мер по защите отечественного производителя при вступлении в ВТО», а также публично разъяснить деловой общественности требования всемирной организации. Кабинету министров также предложено создать специальную госкомиссию «для обсуждения проблем и выработки согласованной позиции по ВТО».
Депутатам надо отдать должное: принять это решение более некстати было бы сложно. В преддверии переговоров позиция российской стороны выглядела весьма сильной. Позавчера высокопоставленный сотрудник МИД Швеции (страны, председательствующей в ЕС. -- Ред.) Свен-Эрик Седер заявил, что для Швеции "вступление России в ВТО является приоритетным вопросом». Посол США Джеймс Коллинз вчера пообещал, что стремление России вступить в ВТО его страной будет поддержано. Формированию благоприятного переговорного климата способствовали также серьезная политическая поддержка со стороны президента, принятие нового таможенного тарифа и др.
Одним из препятствий на пути вступления в ВТО были некоторые российские законы, неадаптированные к нормам организации. До конца этого года депутатам предстоит рассмотреть поправки к десятку федеральных законов, принять Таможенный кодекс и т.д. Одобрение Думой инициативы г-на Рыжкова ставит под сомнение вероятность быстрого принятия этих законов. Соответственно, и процесс вступления в ВТО еще больше замедлится.
Впрочем, в чем-то депутаты правы. Подавляющее большинство российских предпринимателей, особенно из регионов, имеют весьма смутные представления о том, что такое ВТО. Например, директор одного провинциального молочного завода убеждал корреспондента газеты «Время новостей» в том, что вступление в ВТО означает полную отмену всех импортных пошлин, и, следовательно, неминуемую гибель всего российского производства. Подобным представлениям нет числа. Судя по всему, просветительской работы Минэкономразвития было явно недостаточно.
Основная же проблема, по мнению экспертов, заключается в том, что подавляющее большинство отечественных производителей не имеют познаний и опыта для того, чтобы толком изложить свои требования по защите внутреннего рынка. Неумение российских производителей вести нормальный диалог с властью и внятно формулировать свои требования лишает их возможности отстаивать свои права цивилизованным способом. Поэтому достичь «согласованной позиции» будет крайне сложно.
Ольга АНТОНОВА