|
|
N°27, 15 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приказано верить
С 20 февраля вступает в силу приказ МВД №1240. Как и любой ведомственный документ, определяющий взаимоотношения водителей и ГИБДД, этот был воспринят российскими автолюбителями с настороженностью. Его содержание породило немало слухов и опасений. Начались даже разговоры о возврате к советским временам, когда инспектор мог остановить любую машину и, несмотря на наличие талона ГТО, начать проверку технического состояния автомобиля, которая почти всегда завершалась вымогательством взятки. О том, расширяет ли приказ №1240 полномочия инспекторов на дороге, специально для читателей газеты «Время новостей» рассказывает начальник Главного управления ГИБДД МВД России Владимир ФЕДОРОВ.
-- Какие новые права и полномочия получают стоящие на дорогах инспекторы, в частности для остановки машин, в соответствии с новым приказом?
-- Никаких. Приказ №1240 вобрал в себя уже действующие нормы, содержащиеся в законах, в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), в различных подзаконных актах, поэтому для граждан с его вступлением в силу не изменится ровным счетом ничего. Если же говорить про основания для остановки машин, то и они не меняются. В приказе указаны лишь некоторые из уже существующих: например, отсутствие в нижнем углу стекла талона о прохождении техосмотра, отсутствие номеров или наличие неисправностей и условий, предусмотренных ПДД.
-- Но ведь этот приказ вводит новые санкции для автомобилистов, чьи машины неисправны: запрет эксплуатации и движения, в то время как КоАП предусматривает лишь задержание неисправного автомобиля.
-- Отнюдь. Задержание осуществляется лишь в ограниченных случаях, например при наличии таких серьезных поломок, как неисправность тормозной системы или рулевого управления. Если же у вас, например, не работают «дворники» во время осадков или фары ночью, то машина не задерживается. Просто на ней нельзя ехать, пока неисправность не устранена либо пока не закончится дождь или не рассветет.
-- Разве это не одно и то же?
-- Согласен. Механизм запрета движения пока законом не определен, но противоречия КоАП и Конституции здесь нет.
-- После подписания два с половиной года назад приказа №329 сотрудникам ГИБДД было запрещено проверять техническое состояние машин, прошедших техосмотр. Новый приказ возвращает им такие полномочия. Вы не опасаетесь, что многие инспекторы будут злоупотреблять этим правом?
-- Здесь нужно четко разделить полномочия различных сотрудников ГИБДД. Приказ №329, о котором вы говорите, касался лишь сотрудников ДПС. И никто им право проводить техосмотр не давал. Да они и не могут этого сделать физически -- у них оборудования нет. Поэтому если вас остановит сотрудник ДПС и начнет проверять техническое состояние машины, например тормозной системы, то его действия будут незаконны и водитель имеет право их обжаловать. Другое дело, что существуют явные неисправности -- те же неработающие фары. Тогда инспектор имеет право остановить машину вплоть до исправления поломки. Причем перечень оснований предусмотрен не только новым приказом, но и Правилами дорожного движения и тем же приказом №329, а также Наставлением по дорожно-патрульной службе. Это то, что касается сотрудников ДПС.
Но на ГИБДД также возложены обязанности технического надзора, которым занимаются специальные инспекторы, не являющиеся сотрудниками ДПС. Вот они как имели, так и имеют право проверять техническое состояние машины с использованием средств диагностирования.
-- Несколько вопросов, не связанных с приказом. Ходят слухи, что вскоре за отсутствие техосмотра будут опять снимать номера. Это действительно так?
-- Слухи будут слухами, пока они не подтверждены соответствующим нормативным актом. Такая санкция может быть предусмотрена лишь КоАП. Действительно, в проекте кодекса такая мера была, но пока он не принят, и сохранится эта норма или нет, я не знаю. Как и не знаю, когда будет принят новый КоАП.
-- Еще водители опасаются скорого запрета на разговоры по мобильному телефону за рулем.
-- Проект соответствующих изменений в Правила дорожного движения действительно готовится. Но вообще-то вы не по адресу обратились -- это епархия Минтранса. Хотя если вас интересует мое личное мнение, я считаю, что запрет этот необходим. Совершенно очевидно, что, разговаривая по телефону, человек отвлекается от дороги да еще и управляет машиной обычно одной рукой. А дороги у нас, сами знаете, далеки от идеала.
Беседовал Филипп СТЕРКИН