|
|
N°27, 15 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И в воздухе тоже проблемы
Япония и Норвегия недовольны российскими летчиками
В среду российским военно-воздушным силам пришлось отражать «ожесточенные атаки противника». Причем одновременно на нескольких направлениях. И если еще с утра «противник» был исключительно «виртуально-условным» -- военная авиация отрабатывала учебные задачи в ходе проводящейся Генштабом стратегической командно-штабной тренировки, то уже к середине дня «противник» конкретизировался до предела. На восточном «фронте» к учениям российских военных активно подключилась Япония, а на западном -- Норвегия. МИД Японии заявил официальный протест, обвинив российские ВВС «в нарушении воздушного пространства страны», норвежские же истребители были подняты по тревоге, когда радары засекли приближающиеся к своей границе российские стратегические бомбардировщики.
Москва немедленно и в категорической форме опровергла все обвинения. Министр обороны Игорь Сергеев, ссылаясь на данные объективного контроля, заявил, что ни о каких нарушениях воздушных границ речи идти не могло, а главком ВВС Анатолий Корнуков назвал утверждения об инцидентах «глупостью и выдумкой». Однако если Норвегия предпочла не педалировать тему «агрессивного поведения российских ВВС», то Япония жестко стояла на своем. По данным японского управления национальной обороны (УНО), группы российских боевых самолетов дважды нарушали воздушные границы страны в районе острова Ребун. Оба раза японцы поднимали на перехват российских самолетов свои истребители, однако до воздушных боев дело не дошло. По свидетельству УНО, российские бомбардировщики слишком быстро (не более чем за 3 минуты) покидали японское небо.
Российские и японские военные могут теперь спорить до хрипоты: имеющиеся системы технического контроля воздушного пространства не позволяют с абсолютной точностью судить о трассах, по которым прошли бомбардировщики. Возникающие при этом расхождения -- те самые «плюс-минус несколько километров» -- каждая из сторон будет, конечно же, толковать удобным для себя образом. Куда любопытнее здесь крайне резкая реакция официального Токио, который постарался придать заурядной во взаимоотношениях двух соседних стран в общем-то ситуации максимально конфликтное звучание. А поскольку произошло это меньше чем через сутки после телефонного разговора лидеров двух стран, во время которого им наконец-то удалось согласовать сроки встречи в Иркутске (в последний месяц она балансировала на грани срыва), то, похоже, сбываются самые мрачные прогнозы пессимистов. Мощная политическая оппозиция японского премьера Иосиро Мори явно готовит почву для его отставки и последующей переориентации внешней политики Токио. Впрочем, сближение Японии в военной области с США и без того шло в последние месяцы «ударными темпами». Тем не менее есть в этой ситуации и другой аспект. Готовясь к предстоящим учениям, российские ВВС вполне могли проложить маршруты своих самолетов не «впритирку» к японской 12-мильной зоне, а на полсотни километров севернее. Однако по каким-то своим соображениям наши военные решили «пощупать» японскую противовоздушную оборону.
В конечном итоге абсолютной правдой могут оказаться утверждения обеих сторон. Ведь с юридической точки зрения границ в этом регионе нет ни у России, ни у Японии. Точнее, нет международно признанных границ. Таким образом, и утверждения о нарушении воздушного пространства, и их опровержения немногого стоят: каждая из сторон понимает их по-своему. Как заявил газете «Время новостей» начальник международно-договорного департамента Федеральной погранслужбы Александр Манилов, «процесс делимитации границ и их правового закрепления сможет начаться лишь после того, как Россия и Япония подпишут наконец-то мирный договор».
Юрий ГОЛОТЮК