Время новостей
     N°26, 14 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.02.2001
В грузинском небе стало тесно
Из-за российских самолетов
Авиационные власти Грузии собираются поставить перед соответствующими российскими инстанциями вопрос о сокращении квот на авиаперевозки между двумя республиками.

Председатель департамента воздушного транспорта министерства транспорта и коммуникаций Грузии Георгий Нижарадзе связал это решение, сообщило вчера РБК, с введением визового режима между Россией и Грузией в декабре 2000 года. Оно, якобы, негативно отразилось на работе грузинских авиакомпаний, положение которых и без того омрачено тем, что летящие в Россию пассажиры предпочитают российские самолеты.

С грузинской стороны на этом направлении летает только национальный авиаперевозчик -- Airzena Sakartvelos Aviahazebi. Коммерческий директор Airzena Роберт Оганесян сообщил корреспонденту газеты «Время новостей», что лично работал над предложением о сокращении квот. Действующее межправительственное соглашение предусматривает, что грузинские и российские авиаторы имеют право перевозить между двумя странами по 1500 пассажиров в неделю. Фактически российскими самолетами пользуются примерно 700 человек в неделю, а грузинскими -- 300--350. При этом Airzena, верная своей политике высококлассного обслуживания, ежедневно поднимает на Москву Boeing-737, в котором из 112 пассажирских кресел занято только 20--30. «Аэрофлот» летает по тому же маршруту четыре раза в неделю на более скромном Ту-154, но зато с приличной коммерческой загрузкой в 60%.

Еще две российские компании, имеющие разрешение на рейс Москва--Тбилиси, по этой трассе не летают. Зато несколько более мелких российских авиаперевозчиков связывают Грузию с российскими регионами. В итоге налицо явное превосходство российских авиаторов в грузинском небе.

По сведениям Оганесяна, у россиян есть еще два преимущества. Они платят в России более низкие аэропортовые сборы, чем грузинские коллеги. А российское консульство в Тбилиси, якобы, более охотно выдает визы тем грузинам, которые летают российскими самолетами. Выход из положения Оганесян видит в том, чтобы радикально сократить квоты на авиаперевозки -- до 500 пассажиров в неделю для каждой стороны. Тогда путешественники волей-неволей равномерно заполнят и российские, и грузинские самолеты.

Специалист отдела СНГ «Аэрофлота» Алексей Чугунов пояснил корреспонденту газеты «Время новостей», что ведущая российская авиакомпания против подобного решения проблемы. Г-н Чугунов считает, что относительно низкая загрузка грузинских «бортов» объясняется не пристрастием российских консульских работников, а более удобными стыковками, которые «Аэрофлот» предлагает транзитным пассажирам (они прибывают в Москву через Шереметьево, а Airzena -- через Внуково). «Аэрофлот» считает грузинское направление перспективным рынком, а потому не одобряет меры, которые в будущем могут помешать расширению перевозок.

Сотрудники Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) России вчера еще не получили официального предложения грузинских коллег, а потому не были готовы его комментировать. Однако, как сообщил газете «Время новостей» осведомленный источник, Грузия в прошлом уже выдвигала предложение о сокращении квот, которое никогда не находило понимания у российских авиационных властей. И нет основания полагать, что на этот раз ГСГА изменит свой традиционный подход к проблеме.

Михаил КУКУШКИН