|
|
N°26, 14 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Албания без границ
Число освободительных армий на Балканах стремительно растет
Самого боевитого из полевых командиров Освободительной армии Прешева, Буяноваца и Медведжи (ОАПБМ) зовут «команданте Леси». «Леси» по-албански «Волосатый». Командир готов сражаться за освобождение от сербской тирании до последнего патрона и до последней капли крови. На прошлой неделе в его подразделении появилось первое безоткатное артиллерийское орудие.
Из этой пушки албанцы вяло обстреливали сербские позиции у села Велики Трновац. Отсюда до городка Буяновац, по улицам которого снуют забитые солдатами грузовики, рукой подать. Да и вообще, очередная югославская конфликтная зона, долина Прешево, невелика -- пара сотен квадратных километров. Здесь, на территории трех местных общин (Буяновац, Прешево и Медведжа), проживает около ста тысяч человек, процентов 60--70 из них -- албанцы. Те, что настроены радикально, после окончания войны в Косове потребовали автономии от Белграда и присоединения долины к «большой албанской земле». Лозунг прост: «Это не Южная Сербия, это Восточное Косово». И командир Волосатый взялся за оружие, поведя в атаку несколько десятков бывших бойцов официально распущенной Освободительной армии Косова (ОАК) и местных крестьянских парней.
Бодрые настроения ОАПБМ подогревают те местные албанские политики из Косова, которые остались недовольны итогами послевоенного раздела власти. Чаще всего в этой связи звучит имя бывшего командира третьего корпуса ОАК Рамуса Хайрудиная, боевики которого действовали в районе косовского города Гнильяне, неподалеку от Прешевской долины. Война, впрочем, выгодна не только тем, кто занимается политикой. Контрабандисты, прежде успешно наживавшиеся на поставках оружия в Косово, теперь поставляют сотни, если не тысячи автоматов (и одно безоткатное орудие) в Южную Сербию. ОАПБМ -- это албанская партизанская армия номер два, но есть еще и армия номер три. Три недели назад первый теракт в населенных албанцами районах Македонии осуществили подразделения некой Народной освободительной армии.
Сербские военные утверждают, что могут прихлопнуть всю эту албанскую герилью часов за пять-шесть силами двух спецполков. Но мешает пограничный режим Прешевской долины, установленный специальным соглашением НАТО и Белграда по окончании войны: в пятикилометровую зону вдоль Косова допускаются только легковооруженные югославские полицейские. Кроме того, решительно настроенным военным, как всегда, мешают политики: демократические власти в Белграде прекрасно осознают, что их сила -- в сдержанности. Поэтому министр иностранных дел Югославии Горан Свиланович жалуется в ООН и обещает добиваться разрешения конфликта в Южной Сербии мирными средствами. Поэтому вице-премьер правительства Сербии Небойша Чович разработал трехэтапный план для урегулирования ситуации в Прешевской долине. Этот план, кстати, понравился и некоторым местным албанским политикам, которые готовы жить с сербами в мире. Но не экстремистам. План Човича предоставляет албанцам полное равенство и всяческие гражданские права, которых их лишил в свое время Милошевич, но не дает никакой автономии и тем более независимости. Предусматривается выход газет и радиопередач на албанском языке, закрепление за албанцами специальных рабочих квот на госпредприятиях, формирование совместной сербско-албанской полиции. Албанцы пока не торопятся в эту полицию записываться: с соответствующими заявлениями обратились всего шесть человек. Имена шестерки отважных держатся в тайне: команданте Волосатый не дремлет.
Андрей СТАХОВ