|
|
N°25, 13 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На дне
Еще один фильм с Робертом Де Ниро на экранах Москвы
Фильм Джорджа Тиллмана-младшего «Военный ныряльщик» (в оригинале именующийся «Людьми чести») - настоящий подарок для шутников и каламбуристов. Еще бы -- им, нахальным и едким, одно удовольствие вдоволь наиздеваться над двухчасовой патетической картиной, основанной на реальных событиях. Да и действительно, чем не умора -- в пятидесятых годах афроамериканец Карл Брошер (Кьюба Гудинг-младший) вступил в американский военно-морской флот, дабы стать первым в истории чернокожим военным водолазом. А потом, едва добившись желаемого... нет, невозможно, это ж просто животики надорвешь... попал в передрягу и лишился ноги. Но не сдался и решил стать первым чернокожим одноногим военным водолазом. Тут самое время вспомнить «Повесть о настоящем человеке» и мересьевские антраша на костылях -- тоже весело. Под конец помянуть политкорректность -- и дело в шляпе, вернее, в шлеме. В водолазном.
Но почему-то не смешно. И дело совсем не в том, что серьезная и на самом деле драматическая жизненная история в очередной раз превратилась в общее место, -- подобное не раз случалось и раньше. Куда важнее и неприятнее, что на сей раз даже это самое «место» не имеет никакой самостоятельной художественной ценности. Пафосные монологи и одухотворенные лица людей в форме из таких фильмов, как «Несколько хороших парней» или недавние «Правила боя», могут, да в сущности и должны, вызвать ироническую усмешку -- но при этом воспринимаются как элемент эстетики. Пусть имперской, милитаристской, скалозубовской, какой угодно еще -- однако неизменно осмысленной и цельной. В случае с Тиллманом очевидно, что его интересовала не столько армейская субординация и вопросы офицерской чести, сколько более привычные ему «отношения» (имеет смысл вспомнить, что в названиях сразу двух его предыдущих мелодраматических картин присутствовало слово «душа»). Переходящее в дружбу противостояние между Брошером и его командиром и наставником Лесли Сандеем (Роберт Де Ниро) режиссер разыгрывает по законам психологической мелодрамы, давая двум замечательным артистам да вдобавок еще лауреатам «Оскара» (а собрать таковых в одном кадре считается в Голливуде высшим шиком, гарантирующим внимание со стороны киноакадемии и впредь) вдоволь повращать глазами и всеми другими привычными способами продемонстрировать свое мастерство. Но не выходит «мелодрамы в форме», во всяком случае у Тиллмана и компании. Если бы Гудинг не драматизировал ситуацию, а просто изображал стойкого оловянного солдатика, если бы Де Ниро ограничился одним-единственным выражением лица -- неизбежно расцвело бы все остальное. Бросились бы в глаза на самом деле впечатляющие водолазные костюмы в стиле ретро, излучали бы прямую и явную угрозу акульи бока подводных лодок, а зал военного трибунала превратился бы в настоящий храм воинской доблести. Как это и случалось уже много раз до «Военного ныряльщика». А на этот раз -- не сложилось. И поделом. Если уж берешься ставить памятник человеческому духу -- надо подбирать соответствующий материал. И пусть лучше это будет бронза. Однозначная и надежная.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ