|
|
N°25, 13 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трудное детство - залог успеха
Британская политкорректность живет и побеждает
Англичане любили говорить в свое время, что войны прошлого века были выиграны на лужайках Итона. По аналогии теперь можно утверждать, что будущие битвы -- например, за достойное место Альбиона в мире -- проигрываются сейчас примерно там же, в системе образования.
Последний пример -- история Джоанн Кэтлин Роулинг. Давным-давно никакому писателю не удавалось так быстро покорить весь вроде бы уже не читающий мир, тем более его младое поколение. А вот эта 35-летняя британка сумела меньше чем за десять лет продать более 40 миллионов своих книг, войти в списки бестселлеров в 34 странах. В какой-то момент сразу три ее романа занимали все три верхних ступеньки в американском списке бестселлеров -- такого не удавалось до сих пор, кажется, никому.
Однако британские издательства долго и упорно отказывались публиковать Дж. К. Роулинг, поскольку главный и (какой ужас!) положительный герой ее произведений -- ученик частной, а не государственной школы.
Столь наглое попрание принципов политкорректности возмутило и некоторых читателей. Во Франции (где юный маг Гарри Поттер почти так же популярен, как и на своей родине) даже раздаются требования запретить вредную книгу, изъять ее из всех библиотек, устраиваются чуть ли не ритуальные сожжения.
Тем временем выяснилось, что в реальной жизни уже все в полном порядке. Даже в Оксфордском и Кембриджском университетах большинство студентов составляют выпускники государственных, а не частных школ. Достигается этот феноменальный результат благодаря почти открыто осуществляемой дискриминации проклятых частников, а именно при прочих равных оценках абитуриентам-государственникам неизменно отдается предпочтение. (В Великобритании прием в вузы осуществляется на основе оценок, полученных на школьных выпускных экзаменах.) На примере своей семьи знаю, что пятерка (оценка «А»), полученная в обыкновенной средней госшколе, требует в два-три раза меньше знаний, а главное -- усилий, чем в частной. Исключение составляют так называемые Грамматические школы -- специально созданные для одаренных детей из небогатых семей, где уровень подготовки не ниже, а часто и выше, чем в частных. Но левые адепты политкорректности добиваются полного закрытия таких школ и во многом уже преуспели, поскольку число грамматических -- былой гордости и, возможно, основы былого процветания Британии -- постоянно сокращается, в основном усилиями лейбористских правительств разных созывов.
Но пришедшая из США новая вера побеждает не только в системе просвещения. Как сообщила The Sunday Times, передовые британские компании уже являются более политкорректными, чем корпорации США. А это значит, что на работу даже в частный сектор принимают все чаще не за ум, знания или работоспособность, а за (темный) цвет кожи, за (слабый) пол или несчастное детство.
Если так пойдет дальше, то без революционного насилия и передовой идеологии новым верхам нельзя будет удержать власть над своими более талантливыми и работоспособными согражданами. В общем, впереди новая революция. Впрочем, возможно, она уже происходит, прямо на наших глазах.
Генри ФЕОФАНОФФ, Лондон