|
|
N°24, 12 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Американская утопия
ВМС США отплатили японцам за Перл-Харбор
Атомная подводная лодка (АПЛ) Greeneville, совершившая аварийное всплытие, потопила в пятницу вечером японское учебное судно «Эхиме-мару». Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Том Фарго пояснил, что ничего экстраординарного на борту лодки не происходило, -- просто подводники проводили регулярные учения по экстренному продуванию балластных цистерн. Выскочив на поверхность, АПЛ распорола японский траулер, который отправился на дно менее чем за десять минут.
На траулере находилась группа студентов рыболовецкой школы из города Увадзима, которые учились отслеживать косяки тунца. Девять из 35 находившихся на борту «Эхиме-мару» людей пропали без вести, среди них четверо 17-летних учеников и двое учителей. Благоприятные климатические условия (температура воды +25 градусов, спокойное море) оставляют шанс на выживание, но скорее всего пропавшие без вести ушли на дно вместе с судном, не успев покинуть внутренние помещения. Японские власти уже собираются просить власти США о подъеме траулера, покоящегося на глубине 500 метров в 14 км от Гонолулу.
Грустная ирония происшедшего в том, что японские рыболовецкие школы предпочитают направлять свои учебные суда к берегам Гавайев именно потому, что там спокойно, под боком у американских спасательных служб нет оживленного судоходства. Сейчас поблизости от Гавайев находится еще 23 японских учебных судна. Места для японцев привычные -- «Эхиме-мару» утонуло через два часа после выхода из порта Гонолулу, куда судно заходило чинить неисправный кондиционер.
Остается неясным, почему командир американской субмарины нарушил инструкцию и не провел перед всплытием акустическое и визуальное обследование района. При отработке аварийного всплытия Greeneville полагалось сперва осмотреться с небольшой глубины в 18 метров, а лишь потом погрузиться в глубины моря и выскочить из них. Вариантов тут два -- либо не смотрели, либо не увидели, что маловероятно. Американцы уже начали свое расследование.
Капитан «Эхиме-мару» Хисао Ониси жалуется, что в течение часа после столкновения и до прибытия сил береговой охраны подлодка не предложила никакой помощи, кроме спущенной с мостика веревочной лестницы. Однако командование не склонно винить подводников за медлительность -- высота волн достигала двух метров, и потому открытие люков для приема терпящих бедствие могло стать опасным.
Происшествие вряд ли приведет к охлаждению военных связей Токио и Вашингтона. В конце концов, этот союз пережил даже историю с затоплением в 1981 году сухогруза «Ниссо мару» у берегов Японии в результате столкновения с АПЛ George Washington. Хотя общий фон сложился не самый благоприятный -- на прошлой неделе командующий силами США на Окинаве Эрл Хэйлстон назвал в письме по электронной почте руководство префектуры «придурками и занудами», за что пришлось извиняться. А причиной для злости генерала в адрес японцев стала их строгость в разборе инцидента с его же подчиненным, задравшим юбку местной школьнице и сделавшим фото ее нижнего белья.
Но сейчас дело было не на Окинаве, а рядом с Пирл-Харбором. Главной политической жертвой трагедии стал премьер Мори, продолживший игру в гольф после получения известия о гибели траулера. Впрочем, ему терять уже нечего -- он и так уже побил все рекорды непопулярности.
Александр ТИМОФЕЕВ