Кабинет министров отказался от действующего механизма таможенных сборов с нефтяных компаний, при котором размер экспортной пошлины зависел от мировых цен на нефть. Это стало ясно в пятницу, когда правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике не приняла решение о снижении экспортных пошлин на нефть в связи с падением мировых цен.
"Прорабатывается комплексное решение по снижению налоговой нагрузки на весь нефтяной сектор, чтобы облегчить нефтяным компаниям возможность инвестирования средств в развитие отрасли", -- заявил председатель комиссии, вице-премьер Алексей Кудрин. Правда, истинные планы правительства пока остаются тайной. По неофициальной информации, вплоть до заседания комиссии планировалось отказаться от шкалы в пользу фиксированной более высокой ставки. Окончательно вопрос, по заверениям членов комиссии, будет решен либо на этой, либо на следующей неделе.
До сих пор пошлины утверждались правительством раз в два месяца на основании согласованной с нефтяниками шкалы: в зависимости от падения или роста мировых цен на российскую нефть пошлины уменьшались или увеличивались. Никаких проблем не было, пока цены росли: Михаил Касьянов с удовольствием подписывал распоряжение об увеличении ставок.
Правда, в последний раз, а это было в начале декабря, правительство приняло решение устанавливать размер экспортной пошлины на нефть, учитывая не только уровень мировой цены, но и отношение курса евро к доллару. Таким образом, устанавливаемая по правительственной шкале экспортная пошлина умножается на коэффициент соотношения валют. В декабре он составил 1,16, и тогдашняя ставка в 41 евро превратилась в 48
 евро. Поводом для принятия решения послужило падение курса евро по отношению к доллару, крайне невыгодное правительству при сборе экспортных пошлин на нефть.
Тогда нефтяные компании спокойно отреагировали на индексацию. «Для нас гораздо важнее другое, -- заявлял в конце прошлого года вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун. -- Сейчас цены на нефть низкие, и уже в феврале правительству придется снижать пошлину. Это будет момент истины». Момент истины наступил в минувшую пятницу, когда комиссия по защитным мерам не стала снижать ставку с 48 евро за тонну до 20 евро (или 22 евро с учетом индексации). 
В ожидании правительственного решения нефтяники предельно осторожны в комментариях. «Я не расстраиваюсь, -- сказал газете «Время новостей» президент госкомпании «Роснефть» Сергей Богданчиков. -- У правительства очень сложное положение, тяжелые обязательства, которые надо выполнять, и, конечно, мы должны помочь. Главное, чтобы новая налоговая политика не привела к полному исчезновению инвестиций в производство».
Другие нефтяные компании и вовсе не захотели комментировать отказ правительства от шкалы зависимости ставок пошлин от мировых цен на нефть. Так, в «Сибнефти» газете «Время новостей» заявили, что приветствуют «все, что помогает привлечению инвестиций в производство». В компании надеются, что правительство примет «взвешенное решение». Аналогично смотрят на проблему и в ТНК.
Кроме того, в пятницу правительственная комиссия отложила на две недели решение вопроса о снижении экспортных пошлин на нефтепродукты -- сейчас у этих пошлин статус запретительных. Высокие пошлины были введены специально на зиму для обеспечения страны теплом и привели к затовариванию на российских нефтеперерабатывающих заводах.
Сравнительная налоговая отдача нефтяного сектора
|  | Индонезия* |  | Мексика |  | Россия |  | 
|  | Апрель 1998 г.--март 1999 г. | Апрель 1999 г.--март 2000 г. | Январь--сентябрь 1999 г. | Январь--сентябрь 2000 г. | Январь--сентябрь 1999 г. | Январь--сентябрь 2000 г. | 
| Доходы бюджета**, млрд долл. | 15,8 | 22,3 | 72,6 | 92,9 | 27,9 | 43,2 | 
| Налоговые платежи нефтяного сектора***, млрд долл. | 4,6 | 7,6 | 23,0 | 32,5 | 2,3 | 6,5 | 
| Доля в доходах бюджета, % | 29,1 | 34,1 | 31,7 | 35,0 | 8,4 | 15,0 | 
| Средняя цена, долл. за тонну | 88,8 | 123,3 | 116,9 | 208,5 | 104,0 | 194,0 | 
| Экспорт нефти, млрд долл. | 4,1 | 5,7 | 7,5 | 12,9 | 9,0 | 18,5 | 
| Налоговые платежи нефтяного сектора к экспорту нефти, % | 111,1 | 133,8 | 305,1 | 251,1 | 25,9 | 35,0 | 
* -- в Индонезии финансовый год начинается 1 апреля
** -- для России -- налоговые доходы консолидированного бюджета
*** -- в России -- налоговые платежи нефтедобычи и экспортные пошлины без учета налоговых платежей аффилированных структур нефтяных компаний. Это несколько занижает налоговые платежи, но не меняет картину принципиально. С дооценкой на налоговые платежи аффилированных нефтяных структур их доля в налоговых поступлениях составит около 10% в 1999 и 17% в 2000 г.
По данным Центра развитияФормирование доходов нефтяного сектора России
|  | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 (оценка) | 
| Млрд долл. | 
| Выручка от продажи нефти | 26,1 | 16,9 | 18,2 | 33,1 | 
| Издержки производства и транспортировки | 19 | 14,4 | 8,2 | 12,5 | 
| Валовый доход | 7,2 | 2,6 | 10 | 20,6 | 
| В т.ч. прибыль нефтедобывающей отрасли | 2,4 | 0,9 | 4,7 | 9,4 | 
| В т.ч. прибыль холдингов и посреднических структур | 4,8 | 1,7 | 5,3 | 11,2 | 
| Долл. на баррель нефти | 
| Выручка от продажи нефти | 11,7 | 7,6 | 8,2 | 14,2 | 
| Издержки производства и транспортировки | 8,5 | 6,5 | 3,7 | 5,3 | 
| Валовый доход | 3,2 | 1,2 | 4,5 | 8,8 | 
| В т.ч. прибыль нефтедобывающей отрасли | 1,1 | 0,4 | 2,1 | 4 | 
| В т.ч. прибыль холдингов и посреднических структур | 2,1 | 0,8 | 2,4 | 4,8 | 
Источник: Центр развития