Время новостей
     N°24, 12 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2001
Вопрос цены
Правительство хочет по-новому обложить нефтяников
Кабинет министров отказался от действующего механизма таможенных сборов с нефтяных компаний, при котором размер экспортной пошлины зависел от мировых цен на нефть. Это стало ясно в пятницу, когда правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике не приняла решение о снижении экспортных пошлин на нефть в связи с падением мировых цен.

"Прорабатывается комплексное решение по снижению налоговой нагрузки на весь нефтяной сектор, чтобы облегчить нефтяным компаниям возможность инвестирования средств в развитие отрасли", -- заявил председатель комиссии, вице-премьер Алексей Кудрин. Правда, истинные планы правительства пока остаются тайной. По неофициальной информации, вплоть до заседания комиссии планировалось отказаться от шкалы в пользу фиксированной более высокой ставки. Окончательно вопрос, по заверениям членов комиссии, будет решен либо на этой, либо на следующей неделе.

До сих пор пошлины утверждались правительством раз в два месяца на основании согласованной с нефтяниками шкалы: в зависимости от падения или роста мировых цен на российскую нефть пошлины уменьшались или увеличивались. Никаких проблем не было, пока цены росли: Михаил Касьянов с удовольствием подписывал распоряжение об увеличении ставок.

Правда, в последний раз, а это было в начале декабря, правительство приняло решение устанавливать размер экспортной пошлины на нефть, учитывая не только уровень мировой цены, но и отношение курса евро к доллару. Таким образом, устанавливаемая по правительственной шкале экспортная пошлина умножается на коэффициент соотношения валют. В декабре он составил 1,16, и тогдашняя ставка в 41 евро превратилась в 48 евро. Поводом для принятия решения послужило падение курса евро по отношению к доллару, крайне невыгодное правительству при сборе экспортных пошлин на нефть.

Тогда нефтяные компании спокойно отреагировали на индексацию. «Для нас гораздо важнее другое, -- заявлял в конце прошлого года вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун. -- Сейчас цены на нефть низкие, и уже в феврале правительству придется снижать пошлину. Это будет момент истины». Момент истины наступил в минувшую пятницу, когда комиссия по защитным мерам не стала снижать ставку с 48 евро за тонну до 20 евро (или 22 евро с учетом индексации).

В ожидании правительственного решения нефтяники предельно осторожны в комментариях. «Я не расстраиваюсь, -- сказал газете «Время новостей» президент госкомпании «Роснефть» Сергей Богданчиков. -- У правительства очень сложное положение, тяжелые обязательства, которые надо выполнять, и, конечно, мы должны помочь. Главное, чтобы новая налоговая политика не привела к полному исчезновению инвестиций в производство».

Другие нефтяные компании и вовсе не захотели комментировать отказ правительства от шкалы зависимости ставок пошлин от мировых цен на нефть. Так, в «Сибнефти» газете «Время новостей» заявили, что приветствуют «все, что помогает привлечению инвестиций в производство». В компании надеются, что правительство примет «взвешенное решение». Аналогично смотрят на проблему и в ТНК.

Кроме того, в пятницу правительственная комиссия отложила на две недели решение вопроса о снижении экспортных пошлин на нефтепродукты -- сейчас у этих пошлин статус запретительных. Высокие пошлины были введены специально на зиму для обеспечения страны теплом и привели к затовариванию на российских нефтеперерабатывающих заводах.

Сравнительная налоговая отдача нефтяного сектора
Индонезия* Мексика Россия
Апрель 1998 г.--март 1999 г. Апрель 1999 г.--март 2000 г. Январь--сентябрь 1999 г. Январь--сентябрь 2000 г. Январь--сентябрь 1999 г. Январь--сентябрь 2000 г.
Доходы бюджета**, млрд долл. 15,8 22,3 72,6 92,9 27,9 43,2
Налоговые платежи нефтяного сектора***, млрд долл. 4,6 7,6 23,0 32,5 2,3 6,5
Доля в доходах бюджета, % 29,1 34,1 31,7 35,0 8,4 15,0
Средняя цена, долл. за тонну 88,8 123,3 116,9 208,5 104,0 194,0
Экспорт нефти, млрд долл. 4,1 5,7 7,5 12,9 9,0 18,5
Налоговые платежи нефтяного сектора к экспорту нефти, % 111,1 133,8 305,1 251,1 25,9 35,0


* -- в Индонезии финансовый год начинается 1 апреля

** -- для России -- налоговые доходы консолидированного бюджета

*** -- в России -- налоговые платежи нефтедобычи и экспортные пошлины без учета налоговых платежей аффилированных структур нефтяных компаний. Это несколько занижает налоговые платежи, но не меняет картину принципиально. С дооценкой на налоговые платежи аффилированных нефтяных структур их доля в налоговых поступлениях составит около 10% в 1999 и 17% в 2000 г.

По данным Центра развития

Формирование доходов нефтяного сектора России
1997 1998 1999 2000 (оценка)
Млрд долл.
Выручка от продажи нефти 26,1 16,9 18,2 33,1
Издержки производства и транспортировки 19 14,4 8,2 12,5
Валовый доход 7,2 2,6 10 20,6
В т.ч. прибыль нефтедобывающей отрасли 2,4 0,9 4,7 9,4
В т.ч. прибыль холдингов и посреднических структур 4,8 1,7 5,3 11,2
Долл. на баррель нефти
Выручка от продажи нефти 11,7 7,6 8,2 14,2
Издержки производства и транспортировки 8,5 6,5 3,7 5,3
Валовый доход 3,2 1,2 4,5 8,8
В т.ч. прибыль нефтедобывающей отрасли 1,1 0,4 2,1 4
В т.ч. прибыль холдингов и посреднических структур 2,1 0,8 2,4 4,8


Источник: Центр развития

Олег ЧЕРНИЦКИЙ, Николай ГОРЕЛОВ, Ольга АНТОНОВА