Кабинет министров отказался от действующего механизма таможенных сборов с нефтяных компаний, при котором размер экспортной пошлины зависел от мировых цен на нефть. Это стало ясно в пятницу, когда правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике не приняла решение о снижении экспортных пошлин на нефть в связи с падением мировых цен.
"Прорабатывается комплексное решение по снижению налоговой нагрузки на весь нефтяной сектор, чтобы облегчить нефтяным компаниям возможность инвестирования средств в развитие отрасли", -- заявил председатель комиссии, вице-премьер Алексей Кудрин. Правда, истинные планы правительства пока остаются тайной. По неофициальной информации, вплоть до заседания комиссии планировалось отказаться от шкалы в пользу фиксированной более высокой ставки. Окончательно вопрос, по заверениям членов комиссии, будет решен либо на этой, либо на следующей неделе.
До сих пор пошлины утверждались правительством раз в два месяца на основании согласованной с нефтяниками шкалы: в зависимости от падения или роста мировых цен на российскую нефть пошлины уменьшались или увеличивались. Никаких проблем не было, пока цены росли: Михаил Касьянов с удовольствием подписывал распоряжение об увеличении ставок.
Правда, в последний раз, а это было в начале декабря, правительство приняло решение устанавливать размер экспортной пошлины на нефть, учитывая не только уровень мировой цены, но и отношение курса евро к доллару. Таким образом, устанавливаемая по правительственной шкале экспортная пошлина умножается на коэффициент соотношения валют. В декабре он составил 1,16, и тогдашняя ставка в 41 евро превратилась в 48
евро. Поводом для принятия решения послужило падение курса евро по отношению к доллару, крайне невыгодное правительству при сборе экспортных пошлин на нефть.
Тогда нефтяные компании спокойно отреагировали на индексацию. «Для нас гораздо важнее другое, -- заявлял в конце прошлого года вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун. -- Сейчас цены на нефть низкие, и уже в феврале правительству придется снижать пошлину. Это будет момент истины». Момент истины наступил в минувшую пятницу, когда комиссия по защитным мерам не стала снижать ставку с 48 евро за тонну до 20 евро (или 22 евро с учетом индексации).
В ожидании правительственного решения нефтяники предельно осторожны в комментариях. «Я не расстраиваюсь, -- сказал газете «Время новостей» президент госкомпании «Роснефть» Сергей Богданчиков. -- У правительства очень сложное положение, тяжелые обязательства, которые надо выполнять, и, конечно, мы должны помочь. Главное, чтобы новая налоговая политика не привела к полному исчезновению инвестиций в производство».
Другие нефтяные компании и вовсе не захотели комментировать отказ правительства от шкалы зависимости ставок пошлин от мировых цен на нефть. Так, в «Сибнефти» газете «Время новостей» заявили, что приветствуют «все, что помогает привлечению инвестиций в производство». В компании надеются, что правительство примет «взвешенное решение». Аналогично смотрят на проблему и в ТНК.
Кроме того, в пятницу правительственная комиссия отложила на две недели решение вопроса о снижении экспортных пошлин на нефтепродукты -- сейчас у этих пошлин статус запретительных. Высокие пошлины были введены специально на зиму для обеспечения страны теплом и привели к затовариванию на российских нефтеперерабатывающих заводах.
Сравнительная налоговая отдача нефтяного сектора
|
Индонезия* |
|
Мексика |
|
Россия |
|
|
Апрель 1998 г.--март 1999 г. |
Апрель 1999 г.--март 2000 г. |
Январь--сентябрь 1999 г. |
Январь--сентябрь 2000 г. |
Январь--сентябрь 1999 г. |
Январь--сентябрь 2000 г. |
Доходы бюджета**, млрд долл. |
15,8 |
22,3 |
72,6 |
92,9 |
27,9 |
43,2 |
Налоговые платежи нефтяного сектора***, млрд долл. |
4,6 |
7,6 |
23,0 |
32,5 |
2,3 |
6,5 |
Доля в доходах бюджета, % |
29,1 |
34,1 |
31,7 |
35,0 |
8,4 |
15,0 |
Средняя цена, долл. за тонну |
88,8 |
123,3 |
116,9 |
208,5 |
104,0 |
194,0 |
Экспорт нефти, млрд долл. |
4,1 |
5,7 |
7,5 |
12,9 |
9,0 |
18,5 |
Налоговые платежи нефтяного сектора к экспорту нефти, % |
111,1 |
133,8 |
305,1 |
251,1 |
25,9 |
35,0 |
* -- в Индонезии финансовый год начинается 1 апреля
** -- для России -- налоговые доходы консолидированного бюджета
*** -- в России -- налоговые платежи нефтедобычи и экспортные пошлины без учета налоговых платежей аффилированных структур нефтяных компаний. Это несколько занижает налоговые платежи, но не меняет картину принципиально. С дооценкой на налоговые платежи аффилированных нефтяных структур их доля в налоговых поступлениях составит около 10% в 1999 и 17% в 2000 г.
По данным Центра развитияФормирование доходов нефтяного сектора России
|
1997 |
1998 |
1999 |
2000 (оценка) |
Млрд долл. |
Выручка от продажи нефти |
26,1 |
16,9 |
18,2 |
33,1 |
Издержки производства и транспортировки |
19 |
14,4 |
8,2 |
12,5 |
Валовый доход |
7,2 |
2,6 |
10 |
20,6 |
В т.ч. прибыль нефтедобывающей отрасли |
2,4 |
0,9 |
4,7 |
9,4 |
В т.ч. прибыль холдингов и посреднических структур |
4,8 |
1,7 |
5,3 |
11,2 |
Долл. на баррель нефти |
Выручка от продажи нефти |
11,7 |
7,6 |
8,2 |
14,2 |
Издержки производства и транспортировки |
8,5 |
6,5 |
3,7 |
5,3 |
Валовый доход |
3,2 |
1,2 |
4,5 |
8,8 |
В т.ч. прибыль нефтедобывающей отрасли |
1,1 |
0,4 |
2,1 |
4 |
В т.ч. прибыль холдингов и посреднических структур |
2,1 |
0,8 |
2,4 |
4,8 |
Источник: Центр развития