|
|
N°24, 12 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Индийский дебют
«Роснефть» сдала половину «Сахалина-1»
Госкомпания «Роснефть» продала в субботу половину своей доли в проекте «Сахалин-1» индийской нефтяной госкомпании ONGC. Впервые в своей истории Индия заключила такой крупный контракт по добыче нефти за рубежом.
На церемонии подписания контракта присутствовали вице-премьер Виктор Христенко, спецпредставитель президента по Каспию Виктор Калюжный, чиновники из Минэнерго, РФФИ, МИДа, депутаты Госдумы и руководство «Роснефти». Индийскую делегацию возглавлял министр нефти и газа Рам Найк.
За 20% акций в консорциуме «Сахалин-1» ONGC заплатила 225 млн долл. плюс компенсировала почти 100 млн долл., вложенных ранее «Роснефтью» в этот проект. Теперь доли в «Сахалине-1» распределяются так: американская Exxon/Mobil -- 30%, японская Sodeco -- 30%, ONGC -- 20%, «Роснефть» -- 20%.
Exxon выступает оператором этого проекта по добыче нефти и газа на трех месторождениях на шельфе Охотского моря, доказанные запасы которых -- 340 млн т нефти и 420 млрд куб. м газа. Ожидается, что эти цифры увеличатся после проведения дополнительной разведки.
По условиям сделки «Роснефть» не будет больше вкладываться в проект. Между тем акционерам только на первом этапе его реализации предстоит потратить более 4 млрд долларов. Общий же объем необходимых инвестиций оценивается в 12--15 млрд долларов. Индийцы будут ежегодно оплачивать расходы россиян на условиях кредита по ставке LIBOR+3%.
«Мы получим не только свою долю нефти, но и долю российских участников, так как кредит будет возвращаться нефтью», -- сказал газете «Время новостей» министр Рам Найк. Индия рассчитывает хотя бы отчасти обеспечить себе этим проектом энергетическую независимость от стран ОПЕК и нестабильных мировых цен на нефть. Новый российский партнер намерен получать с Сахалина до 4 млн т нефти ежегодно (потребность страны -- 50 млн т). «Газ будем продавать в Японию, так как газопровод с Сахалина до Индии не протянешь», -- пошутил г-н Найк.
«Роснефть» также довольна сделкой. «Мы еще с 1995 года планировали эту продажу. Мы, конечно, могли бы профинансировать свое участие в «Сахалине», но у компании есть более интересные проекты», -- заявил в субботу президент «Роснефти» Сергей Богданчиков. Компания рассчитывает отдавать индийский кредит постепенно. «Около 20--30% от наших доходов в проекте ежегодно будет уходить на покрытие кредита, причем скорее всего это будут деньги, а не нефть», -- заявил представитель компании, комментируя газете «Время новостей» намерения индийской стороны увеличить свою долю нефти.
По словам г-на Богданчикова, продажа российской доли индийцам не является «политической сделкой». «Между ONGC и англо-американской BP Amoco возникла жесткая конкуренция за нашу долю, -- рассказал г-н Богданчиков. -- Мне пришлось спросить у Путина, что делать. Президент, только что вернувшийся из Индии, сказал, что экономические аспекты важнее политических, так что рассуждения в прессе о каких-то секретных договоренностях России с Индией -- просто домыслы». В ходе неформального конкурса цена продаваемой доли поднялась с 40 млн до 225 млн долларов. Консультантами сделки выступали банки ABN Amro и JP Morgan.
Индийские инвесторы для России -- большая новость, так что от дальнейшего развития событий в «Сахалине-1» будет, видимо, зависеть перспектива двустороннего экономического сотрудничества. Западные аналитики скептически оценивают инвестиционные возможности Индии, никогда не выступавшей серьезным игроком на мировых рынках капитала, однако политики двух стран уверены в успехе.
«Мы давно сотрудничаем с Россией, как и раньше с Советским Союзом, у нас есть успешные проекты, и их число должно расти», -- сказал г-н Найк. Как сообщил Виктор Христенко, в ближайших планах России -- газификация Индии, добыча нефти и газа на шельфе Индийского океана и строительство газопровода из Ирана в Индию.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ