|
|
N°24, 12 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Элементарная война
Компания Liggett-Ducat объявила в конце недели о выпуске на российский рынок нового семейства сигарет среднего класса -- Elements. Cигареты с минеральным фильтром (разновидность угольного) должны поступить в продажу в середине февраля по розничной цене 14 руб. за пачку. На рекламную поддержку нового брэнда компания намерена потратить 2 млн долл.; а общий объем инвестиционной программы, утвержденной британской Gallaher, которая летом купила 99% акций московского «Дуката», -- 60 млн долл.
Запланированные объемы производства и продаж новой марки сигарет компания не называет, упоминая лишь, что общий объем производства продукции всех марок в 2001 году составит 65 млрд штук (в 2000-м -- 48 млрд). Кроме того, планируется начать выпуск сигарет разного ценового уровня, включая дорогие (более 20 руб. за пачку в рознице).
В числе ближайших конкурентов Elements брэнд-менеджер Елена Солодова назвала L&M, Chesterfield, «Союз-Аполлон Special», «Ява Золотая», «Петр I», признав, что «ситуация на рынке очень сложная -- в этом его сегменте представлены все табачные компании».
Действительно, нынешний шаг Liggett-Ducat выглядит весьма смелым, поскольку на рынке наблюдается значительное перепроизводство сигарет (при потребности примерно 270--280 млрд штук в прошлом году Россия произвела 340 млрд, а еще 10 млрд импортировала).
В этой ситуации, по мнению экспертов маркетинговой компании GfK, довольно хорошие шансы имеют те марки, которые знакомы отечественным курильщикам еще с советских времен и которые смогут удачно себя заново позиционировать.
Представитель компании British-American Tobacco Владимир Аксенов из соображений бизнес-этики не стал комментировать появление новой марки на рынке, но не преминул заметить: «Наши сигареты -- прежде всего «Ява» и «Ява Золотая» -- очень хорошо продаются: в прошлом году рост продаж последней составил 50%».
На фоне кризиса перепроизводства выпуск Elements, похоже, -- первый шаг к началу новой ценовой войны. Если два года назад стоял вопрос о насыщении рынка сигарет низшего и среднего класса, то сегодня производители вынуждены бороться за каждого конкретного курильщика. Часть потребителей, считают эксперты Gfk, «мечется» от одной марки сигарет к другой, не имея четких пристрастий или желая попробовать новое.
Это значит, что участятся попытки продажи сигарет по демпинговым ценам. И разразившийся в конце прошлого года скандал на рынке дешевых сигарет может перекинуться и на более дорогие -- крупные международные производители вынуждены будут продавать свою продукцию по цене, минимально отличающейся от себестоимости.
Анфиса ВОРОНИНА