Время новостей
     N°24, 12 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2001
«Без «русских» Израиль уже был бы на грани катастрофы»
Если бы Эхуд Барак победил на выборах премьера, которые прошли на минувшей неделе, бывший глава бюро по связям с евреями Восточной Европы («Натив») Яков КЕДМИ стал бы главой МВД. Барак проиграл, но г-н Кедми не утратит позиции главного специалиста по России, консультирующего в равной степени и Барака, и Шарона. Оба они -- его давние армейские приятели. О будущем Израиля и о ситуации с русскоязычными евреями с Яшей КЕДМИ беседовала в Тель-Авиве специальный корреспондент газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА.

-- Долговечно ли новое правительство Израиля?

-- Если Ариэль Шарон не соберет широкую коалицию, его правительство может пасть через пару месяцев. Достаточно сопротивления депутатов по принятию бюджета -- вот вам и падение правительства, и досрочный роспуск кнессета. Вариант роспуска парламента при сохранении премьера возможен, но многое зависит от того, получит ли Шарон поддержку большинства из 120 депутатов кнессета. При широкой коалиции политика Шарона будет более гибкой, на него иначе будут смотреть международное сообщество и арабы. При узкой он будет зависеть от крайних партий и не сможет, к примеру, отказаться от еврейских поселений в секторе Газа, что необходимо.

-- Шарон зашатается, и тогда из тени выйдет экс-премьер Нетаньяху?

-- Нетаньяху готовится к выдвижению на следующих выборах от того же блока «Ликуд». В окружении Шарона много людей Нетаньяху. Поэтому при распределении портфелей Шарон не будет щедр к поддержавшим его лидерам русскоязычных в Израиле -- Щаранскому и Либерману, работающим для Нетаньяху. Хотя какие-то посты они получат. Либерман вообще когда-то был против назначения Шарона главой МИДа. Симпатий они друг к другу не питают. Но когда Нетаньяху отказался участвовать в выборах, им пришлось поддержать Шарона.

-- Что происходит в левой партии «Авода»?

-- Там сложно. Должны пройти партийные выборы. Претенденты на лидерство -- Хаим Рамон и спикер парламента Авраам Бург. Последний ловок в партийной дипломатии, а первый -- более партийный бонза. Если они отодвинут Барака, Бург имеет больше шансов. Левые не определились, выгодна ли им коалиция с Шароном.

-- А другой лидер левых -- Шимон Перес?

-- Если ему и отведена роль, то временная. Он уже никому не нужен, кроме самого себя. У него хорошее международное реноме, и его часто используют в роли тарана. В свое время он принес премьеру Ицхаку Рабину план переговоров с палестинцами в Осло, разработанный не им, а молодым Йосси Бейлином. Тот не мог прийти к Рабину, который бы его послал далеко и быстро. Сейчас карта Переса разыгрывается молодыми партийцами, чтобы потеснить Барака.

-- В окружении Шарона достаточно людей, призывающих к жестким военным решениям в любых конфликтах с арабами...

-- Не думаю, что будет война, хотя на Ближнем Востоке скатиться к этому просто. В нашей истории были войны, которых могло бы и не быть. Та же шестидневная война 1967 года -- результат недоразумения. Но войной политические проблемы не решить, у нас тем более. Некоторые говорят о военных решениях, зарабатывая дешевый авторитет. А некоторые -- глупые люди. Они, как Милошевич в Югославии, могут привести Израиль к косовскому варианту. Хотя его можно избежать.

-- Ну, пока Израиль -- союзник США, не стоит опасаться изоляции за неоправданное применение силы...

-- Формально мы не союзники. США нас поддерживают, но я хорошо помню, как они установили эмбарго и прекратили поставку самолетов в Израиль после уничтожения нами ядерного реактора в Ираке в 1981 году. Я бы не рассчитывал, что Вашингтон при любых обстоятельствах будет поддерживать Израиль. Противопоставить Израиль всему мировому сообществу, на самом деле, легко.

-- У вас и у ваших друзей, Шарона и Барака, разное отношение к зависимости Израиля от США?

-- У всех нас к этому двоякое отношение. Мы ценим американскую помощь, но никто не испытывает большого восторга от того, что Израиль настолько зависит от США. Если б этого было поменьше, было бы лучше. Серьезно в Израиле этим никто не занимался. Нетаньяху, придя к власти, заявлял, что хотел бы добиться этого. Но это была демагогия.

-- В этом году экономическая помощь США Израилю уменьшается при одновременном увеличении военной помощи. Почему?

-- Странно, что страна с высоким уровнем доходов на душу населения -- 17--18 тыс. долл. в год -- получает экономическую помощь. Хотя, по-моему, сегодня оба вида помощи США отрицательно влияют и на экономику, и на армию Израиля.

-- С чего вдруг израильские политики заигрывают с Россией, хотя она не так уж сильна? И Барак, и до него Нетаньяху...

-- Когда Нетаньяху в 1996 году стал премьером, отношения с Россией ухудшились, и вновь стали развиваться, только когда через два года на пост главы МИДа пришел Шарон. Нетаньяху препятствовал улучшению отношений с Россией из-за Ирана. Но глупо было не использовать наши взаимные возможности, и Шарона я убедил.

-- Нетаньяху и после отставки часто бывает в Москве.

-- Нетаньяху стремится к поддержке русскоязычной общины, кроме того, многие наши политические деятели, которые ездят в Россию, хотят и финансовой поддержки. В России тоже есть люди с деньгами, Нетаньяху не зря с ними встречался. Шарон и Барак видят глубже, у них почти идентичный подход: и тот и другой считают развитие отношений с Россией одним из государственных приоритетов. Речь и о науке, и о культуре, и о тех контактах, о которых предпочитают не говорить вслух.

-- Традиционно-то Россия поставляла оружие арабам.

-- История здесь ни при чем. Сегодня самая мощная арабская армия -- египетская, и она вооружена американской техникой. Не думаю, что поставки оружия Россией арабам представят угрозу Израилю. Нет арабской армии, которая представляла бы угрозу Израилю. Ни отдельно, ни вместе. Мы можем спокойно и быстро уничтожить все арабские армии.

-- Благодаря ядерному оружию, что ли?

-- Нет, даже не применяя такое оружие.

-- Почему вы поддержали Барака, а не Шарона? Ведь оба -- ваши друзья?

-- Арика и его семью я знаю с 1969 года, он всегда интересовался выходцами из России. Эхуда я знаю со времен срочной службы на Суэцком канале в 1971 году. Тогда Барак был молодым командиром танковой роты, где я служил. Второй раз, когда началась война 1973 года, мы встретились в штабе танковых войск, и я попал в его батальон. Сегодня соратники Шарона -- те, чью идеологию я не принимаю. Это фундаменталистские партии, при которых невозможны внутренние реформы. Гражданские права, конституция, прекращение религиозного диктата -- при Арике на это нет шансов.

-- Израиль -- еврейская страна. Что плохого в фанатиках иудаизма?

-- Если страна демократическая, евреи в нее едут или помогают ей, живя за рубежом. Если страна станет теократической, люди уедут. Если б в Израиле не было около миллиона «русскоязычных», он уже был бы на грани катастрофы. Из 6 миллионов 200 тысяч жителей в Израиле -- 5 миллионов 100 тысяч евреи, а без «русских» их было бы 4 миллиона. Экономика и наука были бы в половинчатом состоянии. Демографически арабы занимали бы лучшую позицию, а религиозные евреи укрепились бы. Совершенно другая страна. Я не хочу, чтобы государство, где я живу, проводило политику скрытого или явного апартеида. Сегодня по отношению к арабам, завтра -- к евреям, которые не так молятся или не оттуда приехали. Та же религиозная партия «Шас» не считает 70% русскоязычных евреев евреями, потому что у них, скажем, матери не еврейки. А остальные 30% если и евреи, то третьего сорта.

-- До 1999 года вы возглавляли «Натив», бюро по связям с евреями Восточной Европы. Зачем нужен «Натив», когда есть «Сохнут», международное еврейское агентство?

-- Это разные организации. «Натив» -- орган государства Израиль, подчиняется премьеру и проводит государственную политику, «Сохнут» -- орган международного еврейства. Один из директоров «Сохнута» сказал мне когда-то: «Я никогда не буду чиновником израильского правительства, а буду проводить политику, которую считаю необходимой». «Сохнут» рассчитывал, что работа среди евреев СССР выигрышна с точки зрения международного престижа, бюджетов и политического влияния. Он хотел подчинить это себе, вытеснив «Натив». А руководят «Сохнутом» политические бонзы третьего разряда, которые хотят перейти во второй разряд. Они смотрят на эту работу как на платформу для карьеры.

-- В России «Натив» порой обвиняли в разведывательной деятельности.

-- Основной задачей было установить лучшие связи между евреями и государством Израиль, содействовать репатриации. Отдельные ретивые товарищи из спецслужб и в СССР, и в России пытались навесить на нас ярлыки, стремясь заработать звездочки. Все это оказалось на уровне глупостей.

-- Итак, чем больше «русских» евреев приедет в Израиль, тем это спасительнее для Израиля. Сколько еще будет репатриантов из СНГ?

-- Закон о возвращении в Израиль распространяется и на тех, у кого еврей -- только отец или дедушка. Исходя из этого, в странах СНГ живет около 700 тысяч евреев. 400 тысяч -- в России. На Украине -- 200 тысяч. В Белоруссии -- 40 тысяч. В России больше всего евреев в Москве и Петербурге -- соответственно около 170 тысяч и 130 тысяч. В прошлом году в Израиль из СНГ приехало примерно 50 тысяч человек, из них из России -- 19 тысяч. Потенциал репатриантов из СНГ -- еще 200--300 тысяч. В Израиле живут потомки очень известных россиян, это и внук Лазаря Кагановича, и племянница Евгения Примакова, и внук Льва Троцкого, живущий в одном из самых дальних еврейских поселений Кирьят Арба возле Хеврона, окруженном арабами, где очень убежденные в своей идеологии поселенцы.

Беседовала Елена СУПОНИНА