|
|
N°23, 09 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Перекура не будет
Запрет на рекламу табака инициировали российские производители сигарет
Госдума приняла вчера в первом чтении законопроект, практически полностью запрещающий рекламу табака и табачных изделий. Если закон пройдет остальные чтения, будет утвержден Советом Федерации и президентом, то рекламировать сигареты можно будет только в местах их непосредственной продажи. Наружная реклама и реклама в любых СМИ окажется вне закона. Вчера «за» проголосовали 258 депутатов, против -- только 75.
Законопроект внес госсовет Татарии. В пояснительной записке к проекту документа разработчики заявляют, что «одной из причин резкого роста числа курильщиков является широкая реклама крупных торговых компаний -- производителей табачных изделий». Поправки депутата Алексея Митрофанова, снимающие ограничения на рекламу табака и алкоголя в электронных СМИ, Госдума вчера отклонила.
По мнению Митрофанова, запрет на рекламу будет выгоден прежде всего иностранным производителям, чья продукция уже хорошо известна потребителям, новые же марки выйти на рынок не смогут. Но депутаты сочли, что эффективнее будет «не пущать» на рекламный рынок никого. И отказаться от денег, которые платят в бюджет за свою рекламу производители табака: в Москве, например, отчисления в бюджет от рекламы табака составляют около 15% всех поступлений от наружной рекламы. Генеральный директор российской ассоциации рекламодателей Вадим Желнин, изрядно огорошенный депутатскими решениями, сказал корреспонденту газеты «Время новостей»: «Производители табака утверждают, что реклама не увеличивает (и не уменьшает) число курильщиков». Но производители продолжают тратить немалые средства на рекламу, подчеркивает г-н Желнин, стремясь соблазнить курильщика своей маркой.
Производители сигарет признают, что проблема серьезная, однако заявляют, что паниковать пока рано. «Это ведь только первое чтение», -- в один голос твердили вчера все собеседники газеты «Время новостей» из табачных компаний.
«Мы считаем разумным и сбалансированным сегодняшний текст федерального закона о рекламе в части, касающейся рекламы табака и табачных изделий», -- заявил нашему корреспонденту Вадим Боцан-Харченко, директор по корпоративным отношениям Japan Tobacco Int.
В представительстве British American Tobacco считают, что перед принятием подобных решений необходимо провести специальные слушания в Государственной думе: «Нужно выслушать все заинтересованные стороны. Насколько мне известно, такие слушания должны пройти в апреле. И мы на них собираемся выступить. Сигареты -- это легальный продукт, следовательно, они имеют право на рекламу. Другой вопрос -- что это продукт специфический, и его реклама должна регулироваться специально», -- говорит глава пресс-службы Владимир Аксенов.
Гендиректор компании "Видео Интернешнл MS" Сергей Васильев предположил в беседе с нашим корреспондентом, что подобное развитие ситуации скажется минимальным образом на крупных табачных компаниях, поскольку их марки достаточно раскручены. "Как курили "Мальборо," так и будем курить" Мальборо", -- сказал он.
Но компания Phillip Morris не скрывает разочарования: «Мы поддерживаем разумное регулирование табачной индустрии и выступаем за разумные ограничения в области рекламы сигарет, в первую очередь направленные на предотвращение курения среди несовершеннолетних. Решения, оказывающие существенное влияние на рынок, должны приниматься с учетом мнения всего рекламного сообщества».
Представители нескольких крупных табачных компаний отказывались комментировать законопроект, ссылаясь на то, что вчерашнее решение для них было неожиданным.
Западные компании считают, что самым тяжелым ударом запрет рекламы табака будет для отечественных предприятий. «Полный запрет на рекламу табачных изделий не принят даже во многих западных странах, у нас его принятие прежде всего ударит по отечественному производителю, -- говорит г-н Аксенов. -- Запрет приведет к тому, что раскрученные международные марки просто выжмут с рынка отечественную продукцию. Кроме того, это противоречит мировым медицинским тенденциям: идет снижение крепости сигарет, и если мы запретим рекламу, потребитель лишится информации».
Между тем, как стало известно нашей газете, отнюдь не все отечественные «табачники» считают запрет на рекламу началом краха своего бизнеса. Вчерашние думские инициативы были ожидаемы и даже желанны ростовской компанией «Донтабак». Как заявили корреспонденту газеты «Время новостей» на фабрике, «Донтабак» готовился и лоббировал такой поворот событий. Гендиректор «Донтабака» Иван Саввиди сказал вчера нашему корреспонденту: «Я позвонил в приемную Селезнева и попросил передать искреннюю благодарность всем депутатам. Надеюсь, что во втором чтении законопроект тоже поддержат». Г-н Саввиди объяснил свою заинтересованность в запрете на рекламу табачных изделий заботой о здоровье детей, которые «начали курить с восьмилетнего возраста». Впрочем, чуть раньше именно он озвучил деловой мотив того же решения -- нехватку средств на рекламу.
Не исключено, что российские производители, не располагающие такими рекламными ресурсами, как крупные транснациональные корпорации, решили путем поддержки запрета на табачную рекламу компенсировать недостачу средств и бороться за потребителя дешевизной своей продукции.
Анфиса ВОРОНИНА, Виктор ХАМРАЕВ, Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону