|
|
N°22, 08 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Агроном по внутренним делам
Гаагский трибунал лишился важного обвиняемого
Бывший министр внутренних дел Югославии 62-летний Зоран Соколович найден с простреленной головой в своей машине марки «Нива» вечером 6 февраля. Замки всех дверей оказались закрытыми изнутри, в правой руке экс-министр держал пистолет, из которого и была выпущена пуля. Известно, что утром во вторник Соколович направился на свою дачу в селе Лепени близ городка Княжевац, что километрах в двухстах к юго-востоку от Белграда. Обнаруживший труп экс-министра сосед вызвал полицию. Срочно примчавшаяся бригада объявила причиной смерти самоубийство, но до прибытия следователей из столицы эта версия оставалась рабочей.
Поговаривали, что Зоран Соколович болен раком, а потому у него имелись некоторые основания добровольно уйти из жизни. Еще говорили о том, что Соколович слишком много знал, и потому наверняка существовали люди, которые были заинтересованы в том, чтобы этот уход ускорить. Покойный экс-министр -- агроном по образованию, но сельским хозяйством никогда не занимался, предпочтя карьеру политика. В социалистический период уверенно осваивал одну партийную должность за другой, потом стал секретарем ЦК Союза коммунистов Сербии и председателем республиканского парламента. В начале 90-х верность «агронома» идее оценил Слободан Милошевич: на постах министра внутренних дел сначала Сербии, а потом Югославии Соколович продержался почти десять лет, входя в самый узкий круг соратников вождя. Немногословный, по-партийному сдержанный, он редко показывался на публике, но участвовал в принятии и реализации всех судьбоносных решений. По приказу Соколовича, например, полицейские разгоняли дубинками и водометами демонстрантов во время зимней кампании антиправительственных протестов 1996--1997 годов. Его ведомство наряду со службой госбезопасности было одной из главных силовых опор режима, хотя некоторые полномочия федерального МВД в последние годы и были переданы республиканскому МВД. Соколович, в конце концов, -- один из четырех высокопоставленных югославских политиков, вместе с Милошевичем обвиненных Международным Гаагским трибуналом в военных преступлениях.
Немедленно после прошлогодней мирной революции в Белграде Соколович оставил все посты в социалистической партии и правительстве и, как утверждают знатоки вопроса, не предпринимал никаких действий для того, чтобы сохранить хотя бы неформальное влияние в силовых структурах. Но такое влияние -- назовем его влиянием «сил прошлого» -- все еще существует. Об этом в день смерти Соколовича обмолвился демократический премьер Сербии Зоран Джинджич: новая власть пока далека от того, чтобы преодолеть сопротивление сторонников Милошевича в спецслужбах. Уход Соколовича из жизни -- добровольный или насильственный -- объективно делает эту дистанцию преодоления чуть короче.
Андрей СТАХОВ