|
|
N°22, 08 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стальные объятия рынка
Российским металлургам предстоят нелегкие времена
Несмотря на явные симптомы спада, западные аналитики предпочитают не говорить всерьез о возможности мирового экономического кризиса. Публикации на эту тему, хотя их довольно много, тонут в потоке статей, доказывающих, что все не так уж плохо. Даже нефтяная тема воспринимается в последнее время не так пессимистично, как пару месяцев назад. В конце концов на разговоры о наступающих «тяжелых временах» каждый реагирует по-своему: в России закупают соль и спички, а в США -- форвардные контракты на поставку нефти и нефтепродуктов.
Однако тревожные сигналы начинают подавать и другие рынки, в частности мировой рынок стали. В прошлом году он рос небывалыми темпами (63 страны, включенные в ежегодный отчет Международного института чугуна и стали, увеличили производство на 7,4% -- до 828,5 млн т по сравнению с 771,3 млн в 1999 году). Цены тоже сначала росли, но уже во второй половине года стали снижаться. Сейчас эксперты прогнозируют, что в 2001 году среднегодовые цены будут на 25--35% ниже, чем в 2000-м.
Это больно ударит по России, у которой больше половины продукции черной металлургии идет на экспорт. Наиболее привлекательные рынки развитых стран (где металл стоит значительно дороже, чем в Азии или Латинской Америке) уже начали закрываться. В 1999 году из-за конфликта с ЕС, связанного с введением Россией экспортных пошлин на лом, наша квота на 2001 год была сокращена на 12%. Начиная с IV квартала 2000 года Россия прекратила экспорт стали в США (американцы установили для нас столь низкие цены, что наша сталь оказалась на 10--25% дороже рыночной цены). Остается Азия, куда у нас и без того идет 60% экспорта. Но и там хотят поддерживать своих производителей. Китай, один из крупнейших потребителей российского металла, сам является мировым лидером по производству черновой стали.
По мнению экспертов, весь нынешний год на мировом стальном рынке пройдет под знаком падения спроса. Ведущие потребители, такие, как США, будут всеми способами защищаться от дешевых экспортеров вроде Китая и России. К сожалению, мы не в состоянии влиять на мировые цены. Все, что нам остается, -- это смириться с той ценой, которую установят лидеры.
Все говорит о том, что мировой рынок стали на фоне экономической рецессии в США (а в перспективе, возможно, и в других странах) будет сжиматься. Бороться на нем будет тяжело, расходы на маркетинг возрастут, а антидемпинговые процессы станут жестче. Поэтому экспортировать и получать валюту будет очень трудно.
В России, где весь стальной рынок практически держат два лидера -- «Северсталь», владеющая львиной долей квот на экспорт, и Новолипецкий металлургический комбинат плюс Оскольский электрометаллургический комбинат, занимающий небольшую, но весьма прибыльную нишу, -- большинство производителей, как считают специалисты, скорее всего «впадут в кому». Тем более что темпы нашего внутреннего экономического роста тоже замедляются, а значит, будет падать и внутренний спрос.
Единственное, на что, по мнению экспертов, остается уповать, -- это цикличность металлургического бизнеса. Надо просто постараться дожить до лучших времен.
Алексей Мордашов, гендиректор ОАО «Северсталь»:
Могу сказать с уверенностью, что ни в этом, ни в следующем году таких успешных результатов, как в 2000-м, не будет. Принципиального ухудшения мы ожидаем к концу года. Внутренние цены на нашу продукцию практически не растут, выручка остается неизменной (в декабре она даже снизилась). Это накладывается на ухудшение конъюнктуры внешнего рынка. Цены на нашу продукцию за рубежом падают довольно ощутимо. Правда, приоритетным мы считаем внутренний рынок. Соотношение между внутренними и экспортными продажами в 2000 году составило 47% и 53%. И в 2001 году мы планируем его сохранить.
На сегодняшний день мы торгуем более чем в 80 странах мира. Нужно сохранять хотя бы минимальное присутствие на различных экспортных рынках, тогда больше шансов подстраховаться. Завоевывать рынок с нуля или выходить на него заново гораздо труднее, чем увеличить присутствие, если спрос начнет расти. Рынки цикличны. И не только мировые, но и региональные. Причем их циклы не совпадают. Где-то на какой-то продукт спрос падает, в другом месте на другой продукт растет. Самое главное здесь -- прогноз, позволяющий вовремя переориентироваться.
Андрей Петросьян, заместитель гендиректора Новолипецкого металлургического комбината:
Спад начался во втором полугодии 2000 года, причем в гораздо больших масштабах, чем предполагалось. Вопреки ожиданиям коснулся он не только США, но и всего мира. В результате наши экспортные цены упали на 20--40%. На фоне растущих тарифов естественных монополий это резко снижает прибыльность. Надежды на оживление внутреннего рынка не оправдываются, поэтому 60--70% выпускаемой продукции идет на экспорт. Исходя из складывающейся конъюнктуры, всем российским производителям придется сокращать выпуск продукции. Не исключено, что процентов до 30. И, судя по всему, раньше 2002--2003 года кризис не кончится.
Единственный выход -- консолидация производителей и диверсификация внешних рынков. Необходимо уйти от практики, когда все предприятия стремятся выходить на рынки одних и тех же стран. В частности, наш комбинат сейчас пытается расширить рынки Ближнего Востока, Латинской Америки. Кроме того, чтобы добиться успеха на внешнем рынке, необходимо совершенствовать качество диверсифицировать производство за счет выпуска так называемой продукции наивысшей степени переработки (например, электротехнической стали или металлов с покрытием).
Записала Ольга АНТОНОВА
В 2000 году общемировое производство черновой стали достигло рекордной величины, перевалив за отметку 800 млн тонн. Крупнейшим мировым производителем черновой стали остался Китай, увеличив производство на 1,7% (до 125,8 млн тонн) по сравнению с 1999 г. На втором месте стоит Япония, выпустившая 106,4 млн тонн (увеличение на 11%), за ней следуют США -- 101 млн тонн (увеличение на 5%). Всего за год производство стали увеличилось на 4,9% в ЕС, на 8,9% в остальной Европе, на 16% в СНГ, на 4,6% в Северной Америке, на 12,7% в Южной Америке, на 4,4% в Африке, на 10,7% на Среднем Востоке, на 6,9% и на 3,7% в Океании.
Рубрику ведет Марина БОРИСОВА. Обзор подготовлен при содействии экспертов ИГ «Русские инвесторы»