|
|
N°22, 08 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слалом в Альпах
Владимир Путин едет в Вену защищать австрийский нейтралитет
Сегодня в Вену прибывает Владимир Путин. В Москве обращают внимание на то, что это первый визит второго президента России в Центральную Европу, и отмечают "традиционно близкие связи" Австрии "со странами восточного блока (бывшего. -- Ред.)."
Рабочему визиту г-на Путина предшествовал дипломатический скандал, несколько омрачивший отношения между двумя странами. На прошлой неделе посол России на берегах Дуная Александр Головин в интервью местному еженедельнику Format подверг резкой критике политику австрийского руководства в отношении нейтралитета. «На международно-правовом уровне Австрия связана обязательствами по вечному нейтралитету в государственном договоре, законе о нейтралитете и Московском меморандуме», -- заявил дипломат. По мнению Москвы, ни отказ от политики нейтралитета, ни перспективы вступления Австрии в военный блок не должны решаться без участия России, которая считает, что речи ни о том, ни о другом вообще быть не может.
Канцлер Вольфганг Шюссель в интервью швейцарской Neue Zuercher Zeitung так высказался по поводу заявлений г-на Головина: «Он не имеет права говорить ни слова по данной проблеме. Это решение мы принимаем без участия кого-либо». Министр иностранных дел Австрии Бенита Ферреро-Вальднер считает, что во время визита в Вену российского президента до его сведения следует «довести австрийскую позицию». Наиболее резко высказался президент национального совета Вернер Фасслабенд: «Это полный отрыв от реальности и наглость, когда какое-либо государство позволяет себе вмешиваться в австрийские конституционные вопросы». При этом Фасслабенд назвал «гротеском», что кто-то напоминает Австрии о таком реликте «холодной войны», как нейтралитет, в то время как Польша, Чехия и Венгрия уже стали членами НАТО. Фасслабенд вообще против того, чтобы разговаривать об этом с Путиным. «Это наше внутреннее дело», -- считает он.
Однако Кремль скорее всего будет настаивать на своем праве пообсуждать деликатную тему. Российские чиновники желают указать Вене на ее весомый "вклад в военно-политический баланс в Европе", под которым Москва как раз и понимает нейтралитет альпийской республики. При этом Москва может сослаться на договор 1955 года, по которому из Австрии были выведены советские войска, а она взамен стала нейтральной страной. Правда, напоминание о "советской оккупации" вряд ли понравится Вене.
Дискуссии об австрийском нейтралитете ведутся уже не один год. Сторонники пересмотра статуса в Вене, как и в других нейтральных столицах -- Хельсинки и Стокгольме, -- приводят следующий аргумент: нейтралитет -- понятие, связанное с периодом конфронтации в Европе, когда два блока противостояли друг другу, а некоторые страны публично декларировали невмешательство в это противостояние. Сейчас конфронтации нет, к войне в Старом Свете никто не готовится, и нейтралитет просто потерял смысл. Канцлер Шюссель в недавнем интервью немецкой Die Welt заявил: «В рамках ЕС мы больше не остаемся нейтральными. Тот самый момент, когда я беру на себя обязательство принять участие в миротворческой операции, я больше не являюсь нейтралом...». Правда, никаких конкретных шагов ни по вступлению Австрии в НАТО, ни по отказу от нейтралитета правительство не предпринимает. Что вовсе не мешает Шюсселю заявлять, что лично он за вступление страны в НАТО, но отдает себе отчет в том, что в данный момент речь идет лишь о его личном мнении: «Я бы приветствовал вступление Австрии в НАТО, но на этот шаг мы пойдем только в случае, если нас поддержит большинство».
Между тем в Кремле рассчитывают не только на диалог с Веной, но и на прорыв в других точках Восточной Европы. На уикенд Владимир Путин отправится в Альпы, на чемпионат мира по горным лыжам. Там после финала по слалому среди мужчин и церемонии закрытия чемпионата президент России встретится с главами Словакии и Словении. В Кремле особо отмечают, что это первые контакты такого уровня с государствами Восточной Европы, кстати, тоже стремящимися в НАТО. Мы "хотим показать им свою открытость", -- сказал кремлевский чиновник.
Юрий ШПАКОВ, Берлин