Время новостей
     N°22, 08 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.02.2001
Василий Зайцев берет Берлин
Фильмом о Сталинградской битве вчера открылся один из самых значительных кинофорумов мира
Вчера в 51-й раз открылся Берлинский фестиваль. На открытии был показан фильм о Сталинградской битве «Враг у ворот», снятый французским режиссером Жан-Жаком Анно. Фильм тем не менее считается американо-германским -- снимался он в Германии на студии в Бабельсберге, где и были построены развалины Сталинграда, а в главных ролях заняты голливудские артисты (например, Боб Хоскинс играет Хрущева). Директор Берлинского фестиваля Мориц де Хадельн в связи с этой картиной заговорил о разрушении засилья американцев в историческом кинематографе, однако в фильме говорят по-английски, да и тип дорогой масштабной эпопеи (бюджет фильма -- 85 млн долларов, что очень много для европейского кино) все-таки в сознании скорее связывается с Голливудом. Традиционно на историческом фоне главной битвы второй мировой войны разворачивается любовная история главного героя, легендарного снайпера Василия Зайцева, в роли которого снялся новый любимец Америки Джад Лоу. Герой Советского Союза Василий Зайцев привлекал к себе внимание и наших кинематографистов. В фильме «Сталинград» Юрия Озерова значительная часть экранного времени была посвящена его сердечному и винтовочному огню, а сценарист Алексей Саморядов написал «Сказ о снайпере, Василии Зайцеве». Тем не менее на мировой экран русский воин попал в исполнении американца.

В роскошных батальных сценах этого, впрочем, вполне серьезного и патетического фильма могут возникнуть и ассоциации с забытым мировым кинематографом искусством Сергея Бондарчука -- танки, самолеты, артиллерийские орудия становятся настоящими героями грандиозного военного шоу. Сцены в городе сняты в традиции военных боевиков, так что вся жанровая панорама представлена довольно полно.

В конкурсной программе будут показаны 24 полнометражных фильма -- пять американских, по два итальянских и немецких, три французских, пять азиатских, аргентинский, сенегальский фильмы и ни одного российского. Единственный участник конкурса от России -- в детской программе короткометражных фильмов -- снят студентом ВГИКа из Киргизии Нурбеком Эгеном. Пятнадцатиминутный фильм «Санжыра» показывает обряд обрезания в киргизском селе. Виновник торжества, испуганный мальчик, просыпается утром, надевает старые кеды, разглядывает свою в скором будущем изувеченную пипиську, а затем старики кладут его, ревущего и бьющегося от страха в их руках, на церемониальный стол. Снят фильм вполне по-ученически -- культурно, грамотно, но без открытий. После такого выбора закрадываются опасения, что все слова организаторов о преимуществе «культурной идеи» над национальной являются формальной концепцией, а экзотическая ориентальщина все ж сердцу берлинского отборщика милее.

Впрочем, какими бы ни были концепции, уровень фестиваля определяет уровень фильмов, на нем показанных. Публика Берлина увидит премьеры фильмов Спайка Ли, Гаса Ван Сэнта, Стивена Содерберга. В панораме будет показан новый фильм Киры Муратовой, которую очень любят в Берлине, открывшем ее дарование для мирового кино. Ее «пародийный фильм ужасов с песнями и плясками» под названием «Второстепенные люди» представляет Украину.

Золотых и серебряных «медведей» жюри в этом году будет распределять под руководством главы 20th Century Fox Filmed Entertainment Уильяма Мекеника, так что фестиваль просто обречен на постоянное обсуждение проблем взаимного влияния и соперничества двух киноиндустрий -- заокеанской и европейской.

Глеб МЫШКИН