|
|
N°22, 08 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На первый-второй рассчитайсь!
Политические партии будут жить по закону
Владимир Путин перещеголял Бориса Ельцина. У старого президента была только оппозиция, у нового может появиться «подполье». Вчера, когда в Охотном ряду еще вяло дебатировали по поводу законов о политических партиях, напуганные слухами о них внепарламентские организации, в частности ВКП(б) во главе с Ниной Андреевой и Российская коммунистическая рабочая партия по предводительством Виктора Тюлькина, не исключили перехода на нелегальное положение. Г-н Тюлькин уверял Интерфакс, что главная цель закона «отсечь неугодные партии, представляющие реальную оппозицию, от людей».
Если бы лидер РКРП почитал закон и, главное, послушал думские дебаты, он бы понял, насколько не прав. Степень близости г-на Тюлькина и прочих пламенных пассионариев к народу совершенно не волнует большинство нынешних статусных участников политического процесса. Отсечь их хотят вовсе не от людей, а от власти. И президент, и написавший ему закон о партиях ЦИК, и большая часть представленных в Думе объединений всерьез озабочены лишь тем, чтобы сузить круг претендентов на любые выборные должности в стране. И потому вчера 280 депутатов против 109 поддержали именно президентскую, наиболее жесткую версию законопроекта, отдав ей предпочтение перед четырьмя другими. Против голосовала КПРФ, входящие в СПС члены «Демвыбора России», несколько человек из Агропромышленной группы и «Регионов России».
Закон, пафосно названный главой думского комитета по общественным организациям Валентином Зоркальцевым «Малой Конституцией», если отбросить детали, сводится к следующим основным положениям. Высокий титул партии присваивается только организации, собравшей не менее 10 тысяч членов, с отделениями более чем в половине субъектов федерации, кроме того, постоянно участвующей в выборах. Участие в выборах не только обязанность партий, но и их эксклюзивное право. Партии ставятся на казенный кошт. Организация, преодолевшая трехпроцентный барьер на думских выборах, будет получать ежегодно по 20 копеек за голос каждого избирателя (эта сумма будет увеличиваться в зависимости от размера минимальной зарплаты). За привилегии, правда, придется платить: партии попадают под контроль множества органов -- от прокуратуры и Минюста до налоговиков и эпидемиологов. Кроме того, деятельность любой партии легко приостановить, и не очень сложно остановить навсегда.
Так что гг. Тюлькину и Андреевой вовсе незачем уходить в подполье. Кроме партий в стране сохранятся другие организации, только без права участия в выборах, без бюджетных денег, но зато и без тотального контроля. И они могут по-прежнему тесно общаться с народом.
Правда, депутаты, голосовавшие за закон, в частности представители СПС и «Яблока», уверены, что ко второму чтению самые вопиющие положения удастся скорректировать: отказаться от финансирования, усложнить процедуру ликвидации и приостановления деятельности, сократить количество проверяющих органов.
Представлявший президентский закон глава ЦИК Александр Вешняков отчетливо пообещал лишь убрать из числа надзирателей за партиями пожарных и санитарных врачей. Остальных поправок он не гарантировал. К тому же хотят депутаты разного: одни против финансирования, другие («Единство», «Нардеп», ЛДПР) -- «за». Владимир Жириновский и вовсе заявил, что за тяжелую политическую работу надо платить куда больше: не менее 10 рублей за голос избирателя.
В отличие от прочих думских вождей, завуалированно требующих преференций для представленных в парламенте партий, лидер ЛДПР был откровенен: «Не надо скулить, стонать, искать подвохи. Не надо паники: все партии, которые сейчас сидят в Думе, пройдут пятипроцентный барьер. Не пытайтесь выхолостить закон, надо принять его через две недели в целом». Столь же доступно было и объяснение представителя президента Александра Котенкова: «Если мы хотим прийти к следующим выборам структурированным государством, то надо принимать закон сегодня и не на день позже». Поскольку главные политические игроки к построению давно готовы (даже Зюганов, как уверяют источники в КПРФ, убеждал товарищей голосовать «за», но рядовые партийцы отказались, понимая, что это будет стоить им избирателей), то голосование по законам было не только предсказуемым, но и вполне логичным. И призывавший не повторять летней ошибки сенаторов и не голосовать за собственную ликвидацию ныне независимый депутат Владимир Рыжков зря старался: он опоздал почти на год.
Cветлана ЛОЛАЕВА