|
|
N°21, 07 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Своя собака» в африканской драке
Вашингтон подключился к конголезскому урегулированию
Новый президент Демократической Республики Конго, сын убитого при невыясненных обстоятельствах прежнего главы государства Лорана Кабилы, едва утвердившись в новой должности, отправился за океан, в США. Еще недавно высокопоставленный американский дипломат, говоря о ситуации в ДРК, где уже два с половиной года идет кровопролитная война, в которую втянуты шесть государств региона, выразился четко: «В той драке нет нашей собаки». Однако тот факт, что Жозефа Кабилу в Вашингтоне принял госсекретарь Колин Пауэлл, свидетельствует о том, что «собака» все-таки есть. Демократическая Республика Конго (бывший Заир) с ее богатейшими минеральными ресурсами, включающими стратегические полезные ископаемые, всегда представляла лакомый кусок.
Долгие годы правитель Заира маршал Мобуту Сесе Секо был ближайшим американским союзником в Африке. Его страна выполняла роль «демократического» форпоста против коммунистической экспансии в соседних Анголе, Мозамбике и других государствах, вставших на «социалистический путь развития». Но после окончания «холодной войны» одиозный диктатор стал не нужен, более того -- он компрометировал Вашингтон. Отвернулись от проворовавшегося, развалившего государства Мобуту (за годы его правления экспорт меди упал с 442 тыс. тонн до 31 тыс. тонн, кобальта -- с 9311 тонн до 2308 и так далее) и могущественные транснациональные монополии, прочно обосновавшиеся в Заире. Поэтому, когда Мобуту был свергнут и его место занял Лоран Кабила, на Западе это восприняли с энтузиазмом. В Вашингтоне были уверены, что обретут в лице Кабилы надежного партнера. Еще до прихода к власти партизанский вожак, марксист и поклонник Че Гевары тайно встречался с представителями крупного иностранного бизнеса. Те остались довольны, так как получили заверения в будущем тесном сотрудничестве. Когда в 1997 году новый лидер утвердился в Киншасе, тогдашний госсекретарь США Мадлен Олбрайт назвала его «маяком надежды» и похвалила за «приверженность идеям свободного рынка, честному правлению и верховенству закона».
Однако очень скоро выяснилось, что по части коррупции и некомпетентности Кабила не уступает своему предшественнику и также склонен к авторитарным методам правления. Клятвы, данные международным монополиям на аудиенциях в джунглях, были забыты, и обещанных концессий они не получили. Обмануты оказались и Руанда и Бурунди, с помощью которых Кабила сверг Мобуту Сесе Секо. Поэтому, когда те вместе с присоединившейся Угандой развязали войну, Запад воспринял это как справедливое возмездие.
Сейчас молодому президенту ДРК нужен мир. Страна расколота, часть ее территории оккупирована иностранными войсками, хаос и анархия, воцарившиеся здесь, делают реальной угрозу утраты суверенитета. На стороне правительства воюют Ангола, Зимбабве, Намибия. Повстанцев поддерживают Руанда, Уганда и Бурунди. Примечательно, что Уганда и Руанда числятся среди союзников США на Черном континенте. Их посещал во время своих африканских турне президент Клинтон. Они получают американскую помощь и оружие.
Мир в стране нужен не только молодому Кабиле, о чем он говорил в своей инаугурационной речи, но и международному бизнесу. В прессе уже появились сообщения, что Вашингтон готов выступить с инициативой по прекращению конголезской войны. И не случайно Поль Кагаме, президент Руанды, которой принадлежит решающий голос в стане противников конголезского правительства, по первому зову явился в Вашингтон, где, получив инструкции Колина Пауэлла, встретился с Жозефом Кабилой. И хотя Кагаме сдержанно отозвался о результатах этой встречи, он многозначительно заметил, что «перспективы достижения мира стали более обнадеживающими». В свою очередь Киншаса всячески стремится продемонстрировать свою «добрую волю» -- министр иностранных дел ДРК Леонард Ше Окитунду заявил, что «многие вещи теперь смотрятся по-иному». А сам президент Кабила указал, что «хотел бы строить отношения с иностранными государствами на новой основе».
Похоже, вокруг Демократической Республики Конго начинается новая дипломатическая игра. Весьма активно к ней подключилась ранее демонстративно стоявшая в стороне ЮАР, чем уже вызвала недовольство Зимбабве. Южноафриканский президент Табо Мбеки, которого, кстати, числят среди наиболее лояльных США африканских лидеров, уже нанес визит в ДРК и провел переговоры с Жозефом Кабилой перед вылетом того в Вашингтон.
Игорь ТАРУТИН, Хараре