|
|
N°21, 07 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Балтийский транзит
Между Калининградским анклавом и Россией больше не будет границ
Во вторник официальный представитель Минтранса подтвердил, что Россия приступает к реализации программы «бестранзитного сообщения» с Калининградским анклавом. Еще до конца нынешнего года Минтранс планирует организовать прямое паромное сообщение «между Санкт-Петербургом и рядом других российских портов на Финском заливе и Калининградским морским портом». Глава российского транспортного ведомства Сергей Франк вчера уже ознакомил с этим проектом Владимира Путина, получив от президента «добро» на его «скорейшую реализацию». Впрочем, г-н Франк и без того проявил фантастическую оперативность: его доклад президенту был подготовлен ровно за те две недели, которые были отведены Кремлем «на корректировку и доработку решений» прошедшего в Калининграде 18--20 января выездного заседания российских ведомств «по вопросам развития транспортного комплекса региона в 2001--2005 гг.». По информации наших источников, само это заседание также проводилось по прямому указанию Владимира Путина.
В Минтрансе упирают на экономическую целесообразность этого проекта. И это истинная правда, нынешняя необходимость транзитных перевозок через территорию стран Балтии нам довольно дорого обходится. К тому же Россия заинтересована в более интенсивном использовании производственных мощностей Калининградского морского порта: даже в прошедшем году -- весьма успешном для области -- их загрузка не превышала 60%. Однако у Москвы есть и другие серьезные резоны торопиться с наведением сугубо «национальных мостов», которые свяжут Калининградскую область с российской «большой землей». Соседи анклава (область имеет сухопутные границы только с Польшей и Литвой) активно готовятся к вступлению в Евросоюз, при этом Варшава уже является полноправным членом НАТО, а Вильнюс надеется влиться в Североатлантический альянс в ближайшее время. Для Москвы же Калининград является не только экономическим, но и военным «форпостом» России на западном направлении. Причем, как признавался недавно секретарь российского Совбеза Сергей Иванов, значение калининградской военной группировки для обеспечения обороноспособности западных областей страны «трудно переоценить, так как фактически все здесь базируется на взаимодействии белорусской армии и российских вооруженных сил, дислоцированных в этом регионе».
Кстати, само то, что Кремль обеспокоился проблемами калининградского транзита именно сейчас, когда область возглавил бывший командующий Балтфлотом адмирал Егоров (он победил на губернаторских выборах в ноябре прошлого года), отнюдь не случайно. По нашим сведениям, Владимир Егоров лично докладывал российскому президенту о том, что дислоцированные в анклаве войска могут быть элементарно «отрезаны от тылов», еще во время прошлогодней поездки Путина на Балтфлот. Ведь договоренности, заключенные Россией о транзите своих военных грузов через страны Балтии, в любой момент могут быть расторгнуты в одностороннем порядке. Россия и без того уже последние два года не имеет права перевозить через территорию Литвы ракетное топливо и около полутора лет -- взрывчатые вещества. Причем, по признанию секретаря Совета обороны республики Дарюса Калибатаса, Вильнюс пока «не принял политического решения» -- смогут ли в перспективе «российские опасные грузы» следовать транзитом через Литву. Понятно, что возможность вступления Литвы в НАТО отнюдь не повысит шансы российских военных. В российском Минобороны еще свежа память о том, как летом 99-го «новобранцы» НАТО наглухо перекрывали воздушные коридоры, необходимые для переброски на Балканы наших десантников.
Юрий ГОЛОТЮК